Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоVK ComboВсе проекты

Какое правило для окончаний существительных во множественном числе?

denm Мудрец (17832), закрыт 16 лет назад
монитор -> мониторы
договор -> договоры
баран -> бараны

но

орден -> ордена

Есть ли общее правило?
Лучший ответ
Мария Сабитова Профи (793) 16 лет назад
Существительные мужского рода в большинстве своем имеют в именительном падеже множественного числа окончание -ы (-и) : заводы, кони. Однако целый ряд существительных в этом случае оканчивается на ударное -а (-я) : адреса, края. В наши дни рост форм на -а (-я) интенсивно продолжается. Однако употребление некоторых из них в литературной речи ненормативно. При наличии варианта -а (-я) - -ы (-и) первые сохраняют разговорный или даже просторечный характер. При выборе одной из дублетных форм нужно принимать во внимание целый ряд факторов:

1. Структура слова и место ударения:
-а (-я) - это окончание имеют, как правило, односложные слова и слова, имеющие в единственном числе ударение на первом слоге: лес - леса, вечер - вечера.
-ы (-и) - к этому окончанию тяготеют многосложные (и некоторые трехсложные) слова с ударением на среднем слоге: библиотекарь - библиотекари.
Формы на -ы (-и) предпочитают и слова с ударением на конечном слоге: договор - договоры (не договора) , боксер - боксеры.

2. Происхождение слова:
Слова французского происхождения (с ударными суффиксами -ер / -ёр) и слова латинского происхождения (на -тор) , обозначающие неодушевленные предметы, имеют чаще всего окончание -ы (-и) : акушер - акушеры, конденсатор - конденсаторы.
Слова латинского происхождения (на -тор) , обозначающие одушевленные предметы, имеют в одном случае -а (-я) : директора, доктора, а в других -ы (-и) : авторы, инструкторы. Формы на -а (-я) образуются от слов широкого распространения, утративших книжный характер, а формы на -ы (-и) остаются в словах, сохраняющих книжный оттенок: доктора, но - лекторы.

3. Стилистическая дифференциация:
При наличии дублетных форм следует отграничивать нормативные для современного общелитературного языка, свойственные книжной, преимущественно письменной речи формы на -ы (-и) , от устноразговорных, просторечных или профессиональных, иногда с оттенком устарелости, форм на -а (-я) : бухгалтера, выбора, договора, шофера, гроба.

Из форм на -а (-я) наиболее употребительными являются следующие:
адреса, города, леса, рога, бега, директора, луга, рукава, берега, доктора, мастера, снега, бока, дома, невода, сорта, борта, дупеля, номера, сторожа, буера, егеря, обшлага, тенора, буфера, желоба, окорока, терема, веера, жемчуга, округа, тетерева, века (но, во веки веков, в кои веки) , жернова, ордера, фельдшера, закрома, паруса, флюгера, векселя, кивера, паспорта, холода, вензеля, кителя, перепела, хутора, вечера, колокола, повара, черепа, вороха, края, погреба, шелка, глаза, купола, поезда, штемпеля, голоса, кучера, потроха, штуцера, лемеха, профессора, шулера.

К стилистически разграничиваемым случаям относятся следующие:
бункеры - бункера, возы - воза, годы - года, инспекторы - инспектора, клеверы - клевера, коробы - короба, кузовы - кузова, лекари - лекаря, оводы - овода, пекари - пекаря, прожекторы - прожектора, промыслы - промысла, секторы - сектора, скутеры - скутера, слесари - слесаря, томы - тома, тополи - тополя, флигели - флигеля, хлевы - хлева, шомполы - шомпола, штабели - штабеля, якори - якоря, ястребы - ястреба.
Остальные ответы
Андрей Кухаренко Знаток (328) 7 лет назад
Существительные мужского рода в большинстве своем имеют в именительном падеже множественного числа окончание -ы (-и) : заводы, кони. Однако целый ряд существительных в этом случае оканчивается на ударное -а (-я) : адреса, края. В наши дни рост форм на -а (-я) интенсивно продолжается. Однако употребление некоторых из них в литературной речи ненормативно. При наличии варианта -а (-я) - -ы (-и) первые сохраняют разговорный или даже просторечный характер. При выборе одной из дублетных форм нужно принимать во внимание целый ряд факторов:

1. Структура слова и место ударения:
-а (-я) - это окончание имеют, как правило, односложные слова и слова, имеющие в единственном числе ударение на первом слоге: лес - леса, вечер - вечера.
-ы (-и) - к этому окончанию тяготеют многосложные (и некоторые трехсложные) слова с ударением на среднем слоге: библиотекарь - библиотекари.
Формы на -ы (-и) предпочитают и слова с ударением на конечном слоге: договор - договоры (не договора) , боксер - боксеры.

2. Происхождение слова:
Слова французского происхождения (с ударными суффиксами -ер / -ёр) и слова латинского происхождения (на -тор) , обозначающие неодушевленные предметы, имеют чаще всего окончание -ы (-и) : акушер - акушеры, конденсатор - конденсаторы.
Слова латинского происхождения (на -тор) , обозначающие одушевленные предметы, имеют в одном случае -а (-я) : директора, доктора, а в других -ы (-и) : авторы, инструкторы. Формы на -а (-я) образуются от слов широкого распространения, утративших книжный характер, а формы на -ы (-и) остаются в словах, сохраняющих книжный оттенок: доктора, но - лекторы.

3. Стилистическая дифференциация:
При наличии дублетных форм следует отграничивать нормативные для современного общелитературного языка, свойственные книжной, преимущественно письменной речи формы на -ы (-и) , от устноразговорных, просторечных или профессиональных, иногда с оттенком устарелости, форм на -а (-я) : бухгалтера, выбора, договора, шофера, гроба.

Из форм на -а (-я) наиболее употребительными являются следующие:
адреса, города, леса, рога, бега, директора, луга, рукава, берега, доктора, мастера, снега, бока, дома, невода, сорта, борта, дупеля, номера, сторожа, буера, егеря, обшлага, тенора, буфера, желоба, окорока, терема, веера, жемчуга, округа, тетерева, века (но, во веки веков, в кои веки) , жернова, ордера, фельдшера, закрома, паруса, флюгера, векселя, кивера, паспорта, холода, вензеля, кителя, перепела, хутора, вечера, колокола, повара, черепа, вороха, края, погреба, шелка, глаза, купола, поезда, штемпеля, голоса, кучера, потроха, штуцера, лемеха, профессора, шулера.

К стилистически разграничиваемым случаям относятся следующие:
бункеры - бункера, возы - воза, годы - года, инспекторы - инспектора, клеверы - клевера, коробы - короба, кузовы - кузова, лекари - лекаря, оводы - овода, пекари - пекаря, прожекторы - прожектора, промыслы - промысла, секторы - сектора, скутеры - скутера, слесари - слесаря, томы - тома, тополи - тополя, флигели - флигеля, хлевы - хлева, шомполы - шомпола, штабели - штабеля, якори - якоря, ястребы - ястреба.
ярослав федоров Ученик (221) 7 лет назад
Существительные мужского рода в большинстве своем имеют в именительном падеже множественного числа окончание -ы (-и) : заводы, кони. Однако целый ряд существительных в этом случае оканчивается на ударное -а (-я) : адреса, края. В наши дни рост форм на -а (-я) интенсивно продолжается. Однако употребление некоторых из них в литературной речи ненормативно. При наличии варианта -а (-я) - -ы (-и) первые сохраняют разговорный или даже просторечный характер. При выборе одной из дублетных форм нужно принимать во внимание целый ряд факторов:

1. Структура слова и место ударения:
-а (-я) - это окончание имеют, как правило, односложные слова и слова, имеющие в единственном числе ударение на первом слоге: лес - леса, вечер - вечера.
-ы (-и) - к этому окончанию тяготеют многосложные (и некоторые трехсложные) слова с ударением на среднем слоге: библиотекарь - библиотекари.
Формы на -ы (-и) предпочитают и слова с ударением на конечном слоге: договор - договоры (не договора) , боксер - боксеры.

2. Происхождение слова:
Слова французского происхождения (с ударными суффиксами -ер / -ёр) и слова латинского происхождения (на -тор) , обозначающие неодушевленные предметы, имеют чаще всего окончание -ы (-и) : акушер - акушеры, конденсатор - конденсаторы.
Слова латинского происхождения (на -тор) , обозначающие одушевленные предметы, имеют в одном случае -а (-я) : директора, доктора, а в других -ы (-и) : авторы, инструкторы. Формы на -а (-я) образуются от слов широкого распространения, утративших книжный характер, а формы на -ы (-и) остаются в словах, сохраняющих книжный оттенок: доктора, но - лекторы.

3. Стилистическая дифференциация:
При наличии дублетных форм следует отграничивать нормативные для современного общелитературного языка, свойственные книжной, преимущественно письменной речи формы на -ы (-и) , от устноразговорных, просторечных или профессиональных, иногда с оттенком устарелости, форм на -а (-я) : бухгалтера, выбора, договора, шофера, гроба.

Из форм на -а (-я) наиболее употребительными являются следующие:
адреса, города, леса, рога, бега, директора, луга, рукава, берега, доктора, мастера, снега, бока, дома, невода, сорта, борта, дупеля, номера, сторожа, буера, егеря, обшлага, тенора, буфера, желоба, окорока, терема, веера, жемчуга, округа, тетерева, века (но, во веки веков, в кои веки) , жернова, ордера, фельдшера, закрома, паруса, флюгера, векселя, кивера, паспорта, холода, вензеля, кителя, перепела, хутора, вечера, колокола, повара, черепа, вороха, края, погреба, шелка, глаза, купола, поезда, штемпеля, голоса, кучера, потроха, штуцера, лемеха, профессора, шулера.

К стилистически разграничиваемым случаям относятся следующие:
бункеры - бункера, возы - воза, годы - года, инспекторы - инспектора, клеверы - клевера, коробы - короба, кузовы - кузова, лекари - лекаря, оводы - овода, пекари - пекаря, прожекторы - прожектора, промыслы - промысла, секторы - сектора, скутеры - скутера, слесари - слесаря, томы - тома, тополи - тополя, флигели - флигеля, хлевы - хлева, шомполы - шомпола, штабели - штабеля, якори - якоря, ястребы - ястреба.
Амир Шакиров Ученик (177) 6 лет назад
Существительные мужского рода в большинстве своем имеют в именительном падеже множественного числа окончание -ы (-и) : заводы, кони. Однако целый ряд существительных в этом случае оканчивается на ударное -а (-я) : адреса, края. В наши дни рост форм на -а (-я) интенсивно продолжается. Однако употребление некоторых из них в литературной речи ненормативно. При наличии варианта -а (-я) - -ы (-и) первые сохраняют разговорный или даже просторечный характер. При выборе одной из дублетных форм нужно принимать во внимание целый ряд факторов:

1. Структура слова и место ударения:
-а (-я) - это окончание имеют, как правило, односложные слова и слова, имеющие в единственном числе ударение на первом слоге: лес - леса, вечер - вечера.
-ы (-и) - к этому окончанию тяготеют многосложные (и некоторые трехсложные) слова с ударением на среднем слоге: библиотекарь - библиотекари.
Формы на -ы (-и) предпочитают и слова с ударением на конечном слоге: договор - договоры (не договора) , боксер - боксеры.

2. Происхождение слова:
Слова французского происхождения (с ударными суффиксами -ер / -ёр) и слова латинского происхождения (на -тор) , обозначающие неодушевленные предметы, имеют чаще всего окончание -ы (-и) : акушер - акушеры, конденсатор - конденсаторы.
Слова латинского происхождения (на -тор) , обозначающие одушевленные предметы, имеют в одном случае -а (-я) : директора, доктора, а в других -ы (-и) : авторы, инструкторы. Формы на -а (-я) образуются от слов широкого распространения, утративших книжный характер, а формы на -ы (-и) остаются в словах, сохраняющих книжный оттенок: доктора, но - лекторы.

3. Стилистическая дифференциация:
При наличии дублетных форм следует отграничивать нормативные для современного общелитературного языка, свойственные книжной, преимущественно письменной речи формы на -ы (-и) , от устноразговорных, просторечных или профессиональных, иногда с оттенком устарелости, форм на -а (-я) : бухгалтера, выбора, договора, шофера, гроба.

Из форм на -а (-я) наиболее употребительными являются следующие:
адреса, города, леса, рога, бега, директора, луга, рукава, берега, доктора, мастера, снега, бока, дома, невода, сорта, борта, дупеля, номера, сторожа, буера, егеря, обшлага, тенора, буфера, желоба, окорока, терема, веера, жемчуга, округа, тетерева, века (но, во веки веков, в кои веки) , жернова, ордера, фельдшера, закрома, паруса, флюгера, векселя, кивера, паспорта, холода, вензеля, кителя, перепела, хутора, вечера, колокола, повара, черепа, вороха, края, погреба, шелка, глаза, купола, поезда, штемпеля, голоса, кучера, потроха, штуцера, лемеха, профессора, шулера.

К стилистически разграничиваемым случаям относятся следующие:
бункеры - бункера, возы - воза, годы - года, инспекторы - инспектора, клеверы - клевера, коробы - короба, кузовы - кузова, лекари - лекаря, оводы - овода, пекари - пекаря, прожекторы - прожектора, промыслы - промысла, секторы - сектора, скутеры - скутера, слесари - слесаря, томы - тома, тополи - тополя, флигели - флигеля, хлевы - хлева, шомполы - шомпола, штабели - штабеля, якори - якоря, ястребы - ястреба.
Анюта Петрищева Знаток (295) 2 дня назад
А вот Тенор может быть и тенорЫ и тенорА