А. П. Чехов горячо любил детей. В его отношениях с ними было много душевной теплоты, искренней веселости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки. Писатель проявил большое внимание к детскому чтению, не выделяя для себя отдельно «детской» темы, и вслед за Л. Н. Толстым, СТ. Аксаковым и другими ввел ребенка в крут своих персонажей. Наиболее активно он писал рассказы о детях во второй половине восьмидесятых годов: «Детвора» , «Ванька» , «Событие» , «Кухарка женится» , «Беглец» , «Дома» , «Гриша» , «Мальчики» , «Спать хочется» и другие (часть их вошла в сборник «Детвора» , 1889). Ряд его рассказов прочно вошел в круг детского чтения. «Ванька» , «Событие» , «Детвора» , «Беглец» и др. рассказы были изданы еще при жизни писателя.
Мы уже забыли, какой вид имели для нас люди и вещи на заре нашего сознания, - Чехов об этом напомнил. В рассказе «Гриша» «маленький пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев тому назад, гуляет с няней по бульвару» [1, с. 83]. Духовный мир ребенка и окружающий мир предстают здесь не столько в гармоническом единстве, сколько под знаком противоречий, нередко достаточно острых. Он едва умеет говорить и не способен передать те впечатления, которые поразили его во время прогулки, да взрослые и не пытаются его понять. До этой прогулки Гриша знал «только четырехугольный мир» [1, с. 83] своей детской, где за нянькиным сундуком «очень много» разных вещей.
Но вот на улице он оказывается в новом, неведомом мире. С изумительной чуткостью автор передает восприятие ребенком этого «нового мира» . Дома он рассказывает «маме, стенам, кровати, где он был и что видел» [1, с. 85], «не столько языком, сколько лицом и руками» . Впечатления собрались в кучу и «давят его мозг» . Выход в большой мир потрясает малыша настолько, что вечером он не может уснуть и плачет. Конечно, Гриша еще слишком мал, чтобы можно было проследить становление его характера. Писатель скорее говорит о пробуждении сознания ребенка, о том влиянии, которое оказывает на него окружающая действительность.