Краткое содержание толстый и тонкий
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два давних друга. Один из них был толстый, а другой — «тонкий» . Тонкий — Порфирий — только что сошёл с поезда, выйдя со своей женой Луизой и сыном Нафанаилом. Толстый — Миша — узнал тонкого и тут же его поприветствовал. Друзья заговорили. Тонкий расcказал толстому, что он — коллежский асессор и с ехидством поинтересовался, а не дослужился ли Толстый до «статского» . Однако толстый оказался тайным советником, после чего тон Порфирия сменился на угодливо-подобострастный. Толстый не вынес этой перемены в поведении и распрощался с Порфирием.
Встретились два давних приятеля-Толстый и Тонкий с женой и сыном. Поначалу они говорили нормально и вспоминали прошлое. Но узнав, что Толстый стал большим начальником, Тонкий стал перед ним заискивать и лебезить. Толстый не выдержал такого противного подхалимажа и поспешил убраться подальше.
Действие начинается внезапно: «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий» . Мы сразу узнаем кто, где и что. Мы видим, что встретились старые знакомые, а по их речи можно понять, что герои были в хороших отношениях. Тонкий запинается от волнения, они дружески приветствуют друг друга. Читаешь" и чувствуешь благоприятную атмосферу их встречи. Для показа настроения автор использует восклицательные предложения. «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены» , — замечает автор.
Мы не перестаем удивляться мастерству Чехова в умении характеризовать героев. Чехов не описывает внешность, он обращает внимание на главное: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.. . Тонкий же.. . был навьючен чемоданами, узлами и картонками» . Чехов использует метафоры (например, лоснились губы) , сравнения (например, как спелые вишни) , эпитеты и другие художественные средства, а главное, он использует их изящно, с мастерством. Каждое слово, каждая деталь раскрывает образ героев произведения. Но есть вещи, которые описываются Чеховым как бы мимоходом. Их присутствие оправдывается тем, что явление рисуется во всей его целостности. Так, например, читателю не очень важно знать про сына, про жену тонкого, но это необходимо для создания общей картины.
Действие развивается очень быстро. В результате изменения ситуации внезапно приходит развязка. Оказывается, что толстый «уже до тайного дослужился» . Стоит тонкому узнать это, и дружественная атмосфера вдруг куда-то пропадает. Он запинается теперь еще чаще, но уже не от радости. Чехов пишет: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его покривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, от лица его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... » А дружественное обращение «милый мой» быстро заменяется на «Ваше превосходительство» . Тонкий вдруг стал часто прибавлять «-с» , да и прежних восклицаний поубавилось.
Толстому даже не понравилось «это чинопочитание» . Он бросает: «Ну, полно! Для чего этот тон? » А тонкий уже не может по-другому. Чехов продолжает: «На его лице было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило» .
Чехов — один из немногих, кто может так ярко нарисовать литературную картину. Для него слово — орудие, которым он умеет мастерски пользоваться. Какое емкое выражение — «почтительная кислота» ! Наверное, невозможно точнее охарактеризовать выражение лица тонкого. Действительно, этого почтения так много, что даже кисло становится, тем более, что оно неискреннее.
Картина смешна до абсурда. Когда «приятели» прощались, тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем. Она смешна, но и печальна. Так в форму рассказа Чехов смог вместить огромное социально-философское и психологическое содержание. Даже то, что у героев рассказа нет имен, говорит о типичности таких людей. Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» актуален и сейчас, ведь чинопочитание, преклонение перед должностью (за которой порой личность человека остается незамеченной) часто встречаются и в наши дни. Но талант Чехова заключается не только в том, что он видит и поднимает в своих произведениях социальные проблемы, но и в том, какими средствами он этого достигает. Читая А. П. Чехова, мы не перестаем восхищаться даром великого мастера слова.
встретились 2 друга толстый и тонкий .заговорили. разошлись
Через очень много лет встретились два друга детства и, как всегда это бывает, начали обниматься и хлопать друг друга по плечу... Но потом выяснилось, что один из них (толстый) добился в жизни больших успехов и занимает очень большую должность (тайный советник) . Второй сразу изменился, "съёжился", начал унижаться, кланяться и пресмыкаться, "шаркать ножкой", и от веселой встречи ничего не осталось.
Рассказ понравился как и все рассказы великого А. Чехова, но оставил неприятный осадок в душе. До чего же доводит людей раболепие перед высокой должностью, человек не в состоянии просто разговаривать с бывшим одноклассником, а начинает заискивать и унижаться, видя в нем только начальника, а не просто человека.