Liudmila Sharukhia
Высший разум
(184844)
11 лет назад
Стихотворение «Властителям и судьям» написано высоким стилем, который избирается автором не для восхваления царствующих особ, а для обличения и показа высокого назначения земной власти. Ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин.
Архаичная лексика (восстал, всевышний, сонм, взирать, покров, исторгнуть, очеса, зыблет, внемли) придает торжественность выражению мыслей и чувств Державина.
К гражданским одам Державина примыкает и знаменитое стихотворение "Властителям и судиям", за которое поэт попал в немилость. Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части поэт гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях: они должны честно выполнять законы, "на лица сильных не взирать", защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников — "исторгнуть бедных из оков". Во второй части подводится горестный итог — властители и судьи остались глухи и слепы к страданиям подданных. Заканчивается стихотворение призывом к беспощадной каре земных властителей:
Воскресни, боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
стям.
Автор выступает против таких пороков, как пресыщенность (усталость от удовольствий) , предвзятость, взяточничество, безразличие к судьбе народа.
Пафос «Памятника» в том, что творчество, поэзия долговечнее самых прочных, казалось бы, предметов — металлов и выше самого высокого — пирамид. Только чело музы венчает подлинная «заря бессмертия» . В стихотворении всего два восклицательных знака — при утверждении «Так! » и при обращении к музе. Это говорит о том, что поэт не молит, не просит о бессмертии, но твёрдо и спокойно уверен в том, что поэтическое слово нетленно.
В одном из поздних, итоговых произведений, стихотворении «Памятник» , он признает, что первым «дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить... И истину царям с улыбкой говорить» .
В своих обличительных одах Державин явился одним из родоначальников гражданской поэзии, непосредственным предшественниним Радищева, Пушкина, поэтов-декабристов. Осознав еще в молодые годы, что неблагополучие страны непосредственно связано с формой правления, поэт усомнился в божественном происхождении государственной власти.
Из этого в его сознании возникла и прочно утвердилась мысль о том, что единственное основание царской власти — не рождение и не помазание, а народная любовь, которая возникает в ответ на заслуги и добродетели. Отсутствие же этих добродетелей превращает государя в тирана, который может и должен быть свергнут по ноле народа. В этих мыслях, что нередко слышатся в его стихотворениях, чувствуется зарождение революционного движения, возникшего в стране позже. Не решаясь еще судить самодержавие, Державин, тем не менее, не отказывал себе в праве судить каждого отдельного Самодержца. Основанием для такого суда он избрал истинные ценности человеческой души, которые называл «щедротами» .