Сергей Прокофьев - "Семеро их"
кантата
Это "халдейская кантата" для драматического тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра. Написана в 1917-1918гг.
Идея кантаты, которую композитор ставил очень высоко, пришла ему в голову зимой 1916 – 1917 годов, когда он вдруг сблизился в Петрограде с Бальмонтом. Поэтическое переложение Бальмонта из некого ближневосточного источника было несколько раз включено в двух разных версиях в его книги, но текст, звучащий в кантате, сильно отличается от изначального бальмонтовского (версия самого Прокофьева). Прокофьев полагал себя в 1917 – 1918 композитором «вне времени и пространства». Русская революция, непосредственным свидетелем и участником которой – пусть даже и против собственной воли – становился Прокофьев, была лишь ещё одним из колебаний почвы под ногами у жителей Мирового Города. Поэтому найти ключ к разгадке того, что за четыре тысячелетия до нас, а то и раньше, было разбужено в Месопотамии, и, по возможности, заклясть разбуженное, вернуть его на прежнее место и означало вернуть на место выбитый из пазов мир, поправить мироздание. Еще это произведение называют "халдейским заклинанием" - обращение к семи "богам" Месопотамии. Сюда же для полноты картины и эпохи присовокупите его "Скифскую сюиту".