Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
11 лет назад
от
Изменено

Анализ любого стихотворение Пушкина и Лермонтова.

План анализа стихотворения

1) автор и название стиха
2) история создания /когда написано, по какому поводу, кому посвящено
3)тема, идея, основная мысль /о чем стихотворение/ цитаты из текста, подтверждающие выводы
4) какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стиха
(если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке : символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста)
а) подобрать в тексте "ключевые" слова и образы, раскрывающие главную мысль поэта, составить "цепочки" ключевых слов
б) проанализировать художественные приемы, которые использует автор: метафоры, метомимии эпитеты, олицетворения и тд
в) необходимо помнить, что за счет применения определенных художественных приемов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи (т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях). слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. так и создается поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. необходимо обратить внимание на :
- ритм стиха, стихотворный размер (ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль, дольник, верлибр, акцентный стих)
-значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию (о как на склоне наших дней -8 слогов- нежней мы любим и суеверней... -10 слогов)
- рифмы (смежная, парная, перекрестная).рифмы дополнительно связывают по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаются новые значения слов.
- анафоры (как бы дополнительная рифма в начале стиха)
-переносы. значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент:
знали бы вы,
ближний и дальний,
как головы
собственной жаль мне -
бога в орде!
- звуковые повторы (связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы "внутренняя рифма")
г) композиция стихотворения, его деление на строфы/ как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. сопоставлен или противопоставлен смысл строф. значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
д)какую лексику использует автор : бытовую, повседневную; литературную, книжную; публицистическую; архаизмы, устаревшие слова, неологизмы, слова, созданные автором /"громокипящий кубок"
е) образ лирического героя, как он соотносится с образом автора (сам автор, рассказ от лица персонажа, автор играет какую-то роль ("поэтический театр" Цветаевой))
5) Какие мысли и чувства вызывает стихотворение у читателя( у меня) \ мое восприятие произведения
6) Место стихотворения в творчестве автора и русской поэзии вообще.

Только авторизированные пользователи могут оставлять свои ответы
Дата
Популярность
Аватар пользователя
Просветленный
11лет

А Вам не кажется, что такие вопросы просто неприлично задавать. Человек должен потратить несколько часов, чтобы ответить, а Вы в это время будете развлекаться. Вот возьмите и проанализируйте, тем более, что все подробно расписано.