Орнаментика и стилистика армянских ковров теснейшим образом переплетена с армянской дохристианской верой и, наверное, восходит своими корнями ещё к древнейшим верованиям, когда люди впервые начали изображать символы Бога, защиты, удачи, славы, жертвы, предков и т. п. на своих одеяниях из шкур диких животных. С изобретением ткачества, это все плавно перешло на ткани. Сакральные (божественные, солярные, астральные и другие) символы и орнаменты изображались в равной степени как на одежде, так и на коврах, но все же ковры отличались особой святостью. В основе большинства мотивов армянского орнамента лежат конкретные материальные первопричины — природные и социальные силы. На ранних этапах развития армянского прикладного искусства они имели определённый смысл и практическую значимость, но с течением времени в процессе постепенной переработки орнаменты отошли от своей материальной основы — первоначального вида, становясь основой новых разнообразных орнаментальных украшений. Зарождение и формирование основных мотивов армянского орнаментального искусства своими корнями уходит в языческий период. На начальной стадии в нём преобладали геометрические, растительные, животные и другие узоры и символы (небесные тела, архитектурные строения и др.) , столь характерные для орнаментальной культуры и других народов, особенно для коренного населения Древнего Востока
Наиболее распространенными символами, изображенными на армянских коврах являются символы Бога, который в древнеармянской вере часто отождествлялся со светом, а потом и с солнцем и звездами. Эти символы — крест и крестообразные знаки (включая свастику и многоконечные звезды) . Другим распространенным символом является вишап — дракон. Вишап далеко не всегда считается символом зла и злых сил. В армянской дохристианской вере вообще не было понятия абсолютного зла. Вишап воплощал лишь стихию, которая могла быть злой, но могла и оказаться доброй. Есть отдельный подвид армянских ковров — вишапагорг, то есть «драконовые ковры» , ковры с изображением драконов. Разумеется, дракон изображался символически — в виде своеобразных многоножек. Основной культовой целью вишапагорга была, вероятнее всего, защита дома и отпугивание злонамеренных сил. Сравнение армянских ковров восемнадцатых и девятнадцатых столетий, армянского книгопечатания, резьбы по камню и другого декоративного-прикладного искусства с «драконовыми коврами» пятнадцатого и шестнадцатого столетия, позволило ученым установить их место изготовления как Армения
С принятием в 301 г. христианства в Армении декоративно-прикладное искусство сразу обратилось к применению древних узоров-символов и орнаментов. Культовые сооружения, священные сосуды, ковры, занавеси, одеяния священнослужителей, посохи и другие предметы, а также рукописи, в частности Евангелие, Библия, Служебник, Требник и другие, украшались старинными орнаментальными узорами, их переработанными новыми формами и миниатюрами. Также, часто в дизайн включались звезды, животные и человеческие фигурки» . Одной из отличительных особенностей армянских ковров является изображение на них фигур людей различного размера (в полный рост, в фас, профиль) . Если на ковре из Южного Кавказа изображены фигурки людей, то более вероятно, что этот ковёр был соткан армянским ткачем, чем консервативным мусульманским сельским жителем .
Источник: Существует одно, пожалуй самое фундаментальное отличие армянских (и некоторых других исконно кавказских ковров) от арабо-тюркских: на армянских коврах практически не было конкретных изображений чего-либо, а были лишь символы. Все — Бог, свет, солнце, звезды, драконы, люди, растения — изображалось в символической форме. Символика подтверждает архаичность, древность армянского коврового искусства. А на исконно исламских (арабских, тюркских) коврах изображения деревьев, листьев, цветов, хлопка, фруктов — все это не отличалось особой символичностью и изображалось в более бытовом виде.
Распространенными узорами на карпетах являются изображения растений и животных, которых ткачи видели в окружающей их родной природе. Особенно любимыми узорами являются изображения плодов гранатов, яблок, различных листьев и цветов. На карпетах часто можно увидеть изображения оленей, косуль, коней, орлов, павлинов, голубей, скорпионов, жуков. Часто изображали часть животного — его рог, когти, клюв, ноги и т. д. Изображение человека обычно абстрагировано. Подробные изображения космических тел часто подменяются их символическим изображением: круг с вписанным крестом, линии вечного движения, свастики и т. д. В основе большинства узоров армянских карпетов лежит крест или свастика. Древо жизни избражается различно, соответственно технике тканья. Из отдельных элементов узоров создаются сложные композиции, созвучные и повторяющие композиции хачкаров — «крест-камней» . В основе композиций всех карпетов лежит принцип симметрии.
Вопрос национальной орнаментики и традиционных узоров тесно связан с вопросом цветового решения. У армянских карпетов мягкая, глубокая гамма расцветок. Красный и синий цвета являются основным полем, на котором мягко играют более светлые цвета узора. Коричневый (от бежевого до тёмного) преобладает, любимыми цветами являются также зелёный и жёлтый, в меньшей мере встречается чёрный и белый.