ГАЛИНА
Высший разум
(2407229)
11 лет назад
Понятие "поэтический синтаксис" не имеет терминологического статуса, к нему прибегают, чтобы осмыслить такие особенности синтаксического строения художественного текста (обращение, восклицания, риторические вопросы, инверсии и др.) , которые связаны с мелодией стиха, с передачей настроения, с заострением поэтической мысли.
Синтаксическая инверсия-нарушение "естественного порядка" слов с целью выделения слова во фразе, создания ритмико-мелодической организации речи.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
(С. Есенин)
К особенностям синтаксиса стихотворения относятся всякого рода повторы слов, словосочетаний, фрагментов текста. ..Сегодня таяло, сегодня
Я простояла у окна.
(М. Цветаева)
Поэтичность фразе придает именно повтор.
Анафора-единоначатие, повторение в начале стихотворных строк слова или словосочетания:
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это двух соловьев поединок.
(Б. Л. Пастернак)
Эпифора - повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания, т. е. противоположная анафоре стилистическая фигура:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(А. А. Блок)
Лейтмотив - повторяющийся образ или оборот:
Пускай наносит вред врагу
Не каждый воин,
Но каждый в бой иди!
А бой Решит судьба.. .
(Н. А. Некрасов)
Рефрен - повторяющийся стих, припев в песне. Трансформирующийся рефрен- повтор стиха с некоторыми изменениями:
Ночь, улица фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
(А. А. Блок)
Выразительным средством, создающим эффект эмоциональной напряженности, организующим ритм стихотворения является многосоюзие - повторение союза:
И сердце бьется в упоенье
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
(А. С. Пушкин)
Противоположным стилистическим приемом является убавление (бессоюзие) , при котором намерено опущены союзы, соединяющие во фразах слова и предложения, вследствие чего речь приобретает большую сжатость, компактность:
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул.. .
(Ф. И. Тютчев)
Рассмотрение особенностей поэтического синтаксиса требует и анализа тех знаков препинания, выбор которых зависит от воли автора. Одним из самых богатых по смыслу является многоточие, которое может указывать и на незавершенность поэтической мысли, и на паузу раздумья, и на нахлынувшие воспоминания, на остроту переживаний, которые не могут облечься в слова .
Знаком особой выразительности является тире, во многом ставшее приметой поэтики М. И. Цветаевой, которая могла буквально все стихотворение выстроить на этом знаке, добиваясь стремительности мысли, особого динамичного ритма:
Зверю — берлога,
Страннику — дорога,
Мертвому — дроги.
Каждому — свое.
Женщине — лукавить,
Царю — править,
Мне — славить
Имя твое.
Восклицательный знак в поэтическом тексте - это особый способ передачи различных эмоций.
Иногда поэты прибегают к редкому знаку отточия: лавина точек, которыми можно обозначить пропуск строки или строфы. Поэт таким образом может призывать читателя к сотворчеству или указывать на область невыразимого .
Существуют и другие особенности поэтического синтаксиса:
обращение: Друг мой, друг далекий, Вспомни обо мне! (А. А. Фет) ;
риторический вопрос: О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?. . (Ф. И. Тютчев) ;
восклицания: О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний! (В. В. Маяковский) ;
эллипсис - пропуск подразумеваемого слова, который создает эффект лирической взволнованности.