Liudmila Sharukhia
Высший разум
(184659)
10 лет назад
1)Дата написания.
История создания стихотворения
Стихотворение
написано в 1818 году — в петербургский период творчества Пушкина. Стихотворение
адресовано конкретному человеку: Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794-1856), одному
из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет.
2)Связь стих-ния
с эпохой
Оно получило
широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться
в списках. Именно за такие стихи Пушкина постигла опала — он оказался в южной
ссылке. Много позже в 1829 году без ведома поэта это стихотворение в искаженном
виде было опубликовано в альманахе «Северная звезда» .
3)Жанр стих-ния
В данном
стихотворении мы видим проявление такого новаторства: дружеское послание,
обращенное к определенному человеку, перерастает в гражданское обращение ко
всему поколению, которое включает и черты элегии. Обычно стихотворение в жанре
послания адресуется либо другу, либо возлюбленной и по тематике относится к
интимной лирике. Меняя адресата своего стихотворения, Пушкин создает новое по
жанру произведение — гражданское послание.
4)Тема и идея
стих-ния
Главная идея
стихотворения — призыв к единомышленникам отойти от частных интересов и
обратиться к гражданским проблемам. С ней связана вера поэта в то, что
свободолюбивые мечты будут реализованы, и «отчизна вспрянет ото сна» . В
концовке стихотворения звучит весьма редкая в творчестве Пушкина идея слома
всей государственной системы, которая, по мысли поэта, произойдет в ближайшем
будущем («И на обломках самовластья / Напишут наши имена!» ) .
Впервые в этом
стихотворении появляется характерное для дальнейшего творчества Пушкина
соединение гражданской тематики с интимной — любовной и дружеской. В связи с
этим поэт поднимает проблемы гражданского долга и политической свободы в
соединении с вопросами индивидуальной свободы и частной жизни человека, что
звучало в то время крайне необычно.
5)Средство художественной
выразительности использованная автором
Послание «К
Чаадаеву» написано излюбленным пушкинским размером — четырехстопным ямбом.
Помимо жанрового новаторства, с которым связаны особенности развития авторской
мысли и построения стихотворения, оно отличается необычной художественной образностью.
Это отмеченное сравнение стремления к «вольности святой» и любви;
метафорические образы «горения» , эпитеты романтической окраски («под гнетом
власти роковой» , «минуты вольности святой» ) , метонимия высокого стиля («Россия
вспрянет ото сна» ) . Особо следует подчеркнуть символический образ звезды —
«звезда пленительного счастья» , который вошел не только в русскую литературу,
но и стал элементом сознания русского общества.
6)Образ
лирического героя
Лирический герой,
обращаясь к своему задушевному другу, с печалью вспоминает о том, что многие
прежние его идеалы оказались «обманом» , «сном» :
Любви, надежды,
тихой славы
Недолго нежил нас
обман,
Исчезли юные
забавы,
Как сон, как
утренний туман.
7)Ваше отношения
к прочитанному
Обращение к другу
переросло в призыв к вере в идеалы свободы и возможность их достижения,
адресованный всему молодому поколению России. Недаром в последнем четверостишии
употреблено другое, более высокое слово — «друг» заменяется на «товарищ» . А
поэтический образ «звезды пленительного счастья» , завершающий стихотворение,
становится символом надежд на торжество идеалов гражданской свободы.
Кирилл Петухов
Ученик
(191)
7 лет назад
Послание адресовано старшему другу Пушкина. Он познакомился с П. Я. Чаадаевым (1794-1856) в 1816 г. Если поэт был еще лицеистом, то Чаадаев закончил Московский Университет, после чего, поступив на военную службу, участвовал в Отечественной войне ( в бородинском, тарутинском, Лейпцигском и других сражениях). Несмотря на разницу жизненного опыта, в их воззрениях, в том числе общественно-политических, было много общего. Дружбу с Чаадаевым Пушкин называл «счастьем», высоко ценил его, сравнивая с великими деятелями античности – Брутом и Периклом:
Он вышней волею небес
Рожден в оковах службы царской.
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес
А здесь он ¬¬¬¬¬¬¬¬¬– офицер гусарский.
(«К портрету Чаадаеву», 1820)
Обратимся к стихотворению. Перечтем первое четверостишие:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго тешил нас обман… и т. д.
Как понять эти строчки? Очевидно, первая строфа говорит о мирных наслаждениях жизни, о надеждах на счастье, о литературной славе, славе мирной, тихой. Именно в таком смысле следует понимать эпитет «тихая», который нередко кажется учащимся «неподходящим» к слову «слава». Но эти надежды на тихое, мирное счастье исчезли. «Дней александровых прекрасное начало» уже отошло в прошлое. Надежды на либеральные реформы не осуществились. В условиях прлитического гнета, бесправия и произвола мирное счастье, «тихая слава» невозможны. Отмечаем простое, но сильное сравнение: «Как сон, как утренний туман». Ни от сна, ни от утреннего тумана, действительно, ничего не остается. На смену устремлениям к мирному личному счастью приходят гражданские чувства, желанья, связанные с политической борьбой.
Читаем вторую строфу. Обращаем внимание на два образа, возникающие в ней: «власть роковая» и «отчизна». В сопоставлении этих двух образов возникает лаконично выраженная, глубоко трагическая тема тяжелого положения родины, народа под гнетом «роковой власти» всего четыре коротких стиха, но в них большой внутренний подтекст: у читателя возникает мысль и о крепостном рабстве, и о военных поселениях, и о жестоких расправах с поднимающимся народом. Отмечаем силу эпитета «роковая» власть. В данном контексте он значит: жестокая, бесчеловечная. Родина названа «отчизной», т. е. отобрано из ряда возможных синонимов то слово, в котором есть оттенок сердечности, интимности. В разобранной строфе поэт сказал:» Но в нас горит еще желанье». Он говорит не только о себе, но выражает чувства и мысли многих. О каком желании он говорит?
Перечитываем следующую строфу, из ее содержания это желание определяется: наступление «минуты вольности святой». О чем говорит слово «минута»? О быстром осуществлении «вольности», очевидно, о победе дела освобождения путем революционной борьбы. Что означает в данном контексте эпитет «святой»? Высокое понимание слова «вольность». Сравнение «как ждет любовник молодой минуты верного свиданья» подчеркивает и искренность и силу нетерпения, и уверенность в осуществлении затаенного желания («верное» свиданье).
На этой строфе закончились глубокие размышления поэта, естественно подготовившие патриотический революционный призыв, заключенный в двух последних строфах.
В двух последних строфах заключен призыв «отчизне посвятить души прекрасные порывы» и выражена уверенность в том, что «Россия вспрянет ото сна, И а обломках самовластья напишут наши имена!».
Что значат слова «обломки самовластья»? Падение самодержавия, революция и ее победа. Какую же идею выдвигает поэт, к чему он призывает? К самоотверженному служению родине путем борьбы с самодержавием. Подлинный патриотизм неотделим для поэта от революционной борьбы. До призыва, заключенного в двух последних строфах, идут размышления поэта. Они и приводят к заключительному обращению к другу.
Обр
ВейВей
Ученик
(174)
1 год назад
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К Чаадаеву. История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано в альманахе “Северная звезда” в 1829 году с искажениями и без согласия автора. Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “вспрянет ото сна“. Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию. Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой. Метафоры – “горит ещё желанье“. Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“. Оксюморон – “тихой славы“. Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждёт любовник молодой минуты первого свиданья“. Обращение – “мой дру“. Инверсия – “власти роковой“.
2)Связь стих-ния с эпохой
3)Жанр стих-ния
4)Тема и идея стих-ния
5)Средство художественной выразительности использованная автором
6)Образ лирического героя
7)Ваше отношения к прочитанному
_____________________________________
Плииииз помогите, завтра нужно сдать.