см. по ссылке: словарь по политологии п/р пугачева:
http://www.history-ap.narod.ru/Slovar/Politics/15.htmСУВЕРЕНИТЕТ (франц. souveraineté верховная власть) — верховная власть на определенной территории. С. — основополагающий признак государства, отличающий его от других политических объединений (партии, групп интересов и т. д.) . Государство является единственным носителем политического С.
Хотя С. существует с древнейших времен, создателем его концепции считают французского политического мыслителя Ж. Бодена, трактовавшего С. как высшую, «безусловную и бесконечную» власть государя над подданными, его несвязанность законами, способность независимо ни от кого издавать их и проводить в жизнь.
Ныне боденовское понимание С. как абсолютной, независимой, неделимой и неотчуждаемой власти практически не применимо, т. к. его содержание во многом не соответствует действительности. В условиях развития экономических и др. интеграционных процессов, фактически беспрепятственного распространения по всему земному шару информационных потоков ни одна страна мира не может считать себя полностью независимой, неспособна обеспечить эффективное решение экологической и пр. глобальных проблем. С. размывается также демократическими формами правления, разделяющими его между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, субъектами федерации, партиями и т. д. и ограничивающими С. государства конституцией и обязанностью соблюдать права человека.
Ослабление С. в современном плюралистическом и взаимозависимом мире становится все более очевидным, что отражается и на его понимании. Сегодня С. в его внутригосударственном аспекте все чаше трактуется как способность государства в пределах конституции принимать обязательные для всех граждан и организаций решения, распоряжаться своей территорией и ресурсами. Во внешнем проявлении С. предполагает возможность устанавливать дипломатические отношения с др. государствами, объявлять им войну или заключать мир, а отчасти признание ими права данного правительства на юридически равных основаниях вступать с ними во взаимоотношения.
Ослабление государственного С. в современных условиях не означает полной утраты им своей значимости. С. как право народа и его представителей в государстве принимать высшие, окончательные решения остается важной гарантией против политики гегемонизма, диктатата и дискриминации, защиты национальных интересов в международных отношениях. Что касается внутригосударственных отношений в многонациональном государстве, то здесь учет специфических национальных, культурных и др. интересов вполне могут обеспечить демократические формы территориальной государственности — федерализм, автономия и т. п. Более того, как свидетельствует, в частности, опыт распада СССР, Югославии и некоторых др. многонациональных государств, приобретение этническими группами государственного С. чревато развязыванием межнациональных войн, нарушением хозяйственных, культурных, межличностных и др. связей, падением уровня благосостояния подавляющего большинства населения и др. бедами. Несмотря на это, миф о С. как высшей национальной ценности сегодня широко используется националистическими элитами в целях легитимации своего господства и получения для своего этноса различного рода привилегий.