Натюрморты! Символика написания натюрмортов!
Слово натюрморт в переводе с французского означает, как мертвая природа, или тихая жизнь. Искусствоведы первой половины 19 века с пренебрежением относились к таким работам, считая {натюрморт} низким сортом живописи. Известно, что самые первые натюрморты появились во времена античности в Древней {Греции}, около 400 года до нашей эры
Примеры натюрмортных работ сохранили римские фрески в Помпеях. Римские мозаичные панно сохранились с изображением фруктов, чашами и кубками с вином, готовой пищей, различной посудой, дичью и дарами моря. Известный фламандский {художник} Франс Снайдерс изображал изобилие природных даров и стал известен своими натюрмортами с серией "Лавка с фруктами". На его натюрмортах прилавки с грудой спелых плодов, наполненных продуктами доверху огромных корзин, чаш, блюд. Они свешиваются и падают. Здесь же лимоны, дыни, ананасы, абрикосы. Различная дичь, которая лежит на столе и подвешена над прилавком. Натюрморт оживлен движением человеческих фигур. Присутствует хозяйка лавки, покупатели, обезьянка и собаки, большие и маленькие. У каждого своя роль в этих натюрмортах. Ослепительные краски, яркие и сочные ягоды малины, черешни, красной смородины оттеняют ярко желтые лимоны, спелую мякоть дыни и алых абрикосов. Искусно сплетенные корзины со всем этим добром, сияют на солнце золотистой соломкой.
Известны данные, что под каждым изображением в натюрморте имелся символический знак. Эти тайные знаки скрыты на полотнах художников средневековья.
1. Бабочка с трепетными крыльями, считалась символом возрождения души, также как бабочка освобождается из кокона, так и человек носит бренное тело до поры до времени.
2. {Цветы}, означали краткость жизни, эфемерность быстротечной красоты и гибель.
3. Стрекозы, ящерицы, обезьянки, мыши и мухи имели смысл воплощения дьявольских промыслов.
4. В натюрмортах с изображением бабочек и стрекоз, значился смысл борьбы добра и зла.
5. Улитки и бабочки несли смысл воскресения души.
6. Различные цветы имели свое {значение}, например розы и лилии, символ непорочности, маки- цветы сна и смерти, гиацинты знак траура, гвоздики в сочетании с розами - вечный цикл жизни и смерти.
7. Колосья пшеницы, злаков и гроздья винограда, всегда считались символами Святого евхаристического причастия, символизирующие тело и кровь Христа.
8. Изображение различных птиц также имели свой смысл, например синица-возрождение, щегол- символ души. Отдельная тема изображений гнезд с яйцами птиц, птенцов, канареек, попугаев.
9. Изображение животных тоже имело скрытый смысл. Так кот в натюрморте, знак сладострастия. Кот, опрокидывающий вазу, или охотящийся за мышью, означал опасность, предостережение.
10. Дичь всегда была едой состоятельных вельмож и такой еде противопоставлялась простая еда, дары земли - зелень, овощи, фрукты. Такое сравнение означало бесполезность роскошных застолий, зыбкость человеческого существования.
11. Натюрморты писались с тематикой Библейских притч. Например, кубки с вином означали кровь Христа, умершего за наши грехи. Хлеб символизировал тело Христово (Евхаристия) . Вишня и черешня напоминали Страсти Христовы. Яблоки, как напоминание о первородном грехе человечества. Земляника - образ благоуханного рая.