Есть золотое правило данного проекта: задавать полагается по одному вопросу.
ЗАДАНИЕ 1
1. МОЛОТОК и ГВОЗДЬ.
2. Кто что оставляет
Оставляет ветка ПЛОД,
Оставляет пчелка МЁД,
Нивы – ЗОЛОТО зерна,
Золотой ЯНТАРЬ – сосна,
Овцы – тонкое РУНО,
Лозы – пряное ПИТЬЁ,
Оставляет человек
ИМЯ доброе навек.
3. а) ария;
б) либретто;
в) маэстро.
ЗАДАНИЕ 2
1. Соединив данные слова, составьте из них словосочетания: Прокрустово ложе, Лукуллов пир, Елисейские поля, Тришкин кафтан, Авгиевы конюшню, Гордиев узел.. .Это, кстати, очень известные фразеологизмы.
2. а) Днем СПИТ, ночью ЛЕТАЕТ, и прохожих ПУГАЕТ. (Сова)
б) Какая обувь в огне ИЗГОТАВЛИВАЕТСЯ и с ног НЕ СНИМАЕТСЯ (Подковы)
в) Что две недели ЗЕЛЕНИТСЯ, две недели КОЛОСИТСЯ, две недели ОТЦВЕТАЕТ, две недели НАЛИВАЕТ, две недели ПОДСЫХАЕТ? (Рожь)
3. Батискаф.
ЗАДАНИЕ 3
1. ПРОМОКАШКА – промокательная бумага. Раньше вкладывалась в каждую тетрадь, так как писали чернилами. Чтобы чернила не размазались, когда перелистывали страницу, написанное высушивали с помощью промокашки.
ТЕТРАДЬ. Др. -рус. заимств. из ср. -греч. яз. , где tetradi(on) – суф. производное от tetras "четвертая часть листа". Исходно – (сделанное) "из четвертушек листа".
Яндекс. Словари › Этимологический словарь. – 2004
ПЕРО. Сначала на самом деле писали особо отточенными гусиными перьями, поэтому, когда появились деревянные ручки, предмет, в них вставляемый для письма стали называть пером, а позже слово перо стало употребляться и по отношению к авторучкам.
РЕЗИНКА. Она на самом деле представляла собой кусочек резины. Отсюда и название.
ПЕНАЛ. Заимств. в XX в. из нем. яз. , где Pennal < ср. -лат. pennale, суф. производного от penna "перо". Пенал буквально – "вместилище для перьев".
Яндекс. Словари › Этимологический словарь. – 2004
КАРАНДАШ. Заимств. в XV в. в форме карадаш (со значением "графит") из тюрк. яз. , где карадаш – сложение кара "черный" и даш "камень". Вставное н – неясного происхождения (возможно, из м тюрк. галам "камышовая трубочка", ср. литер. камфора и простореч. канфора) .
Яндекс. Словари › Этимологический словарь. – 2004
БУКВАРЬ. Происходит от существительного буква.
2. РЕЗИНКА ЛАСТИК – синонимы.
ЛАСТИК. Это иное название стирательной резинки по одной из версий было заимствовано из французского, где gomme elastique – "резинка для стирания". По другой версии – образовано из латинского elasticus – "эластичный, упругий".
krylov.academic.ru › Этимологический словарь русского языка. – СПб. : ООО "Виктория плюс"
3. О значении и происхождении фразеологизма ГЛУХАЯ ТЕТЕРЯ читайте на сайте
[ссылка заблокирована администрацией].ru/fraz/g/gluhaja-teterja.htm.
ЗАДАНИЕ 4
1. Водить хлеб-соль, втирать очки, заткнуть за пояс, намылить голову,
носить воду в решете, обвести вокруг пальца, попасть в переплет. Тоже очень известные фразеологизмы
2. а) СТАРОЕ старится, МОЛОДОЕ растёт.
б) ПОЛНЫЙ колос к земле клонится, ПУСТОЙ к небу тянется.
в) ЧЕСТЬ ум рождает, а БЕСЧЕСТЬЕ и последний отнимает.
3. Из скалы ПРОБИВАЕТСЯ родник. Он стремительно СКАТЫВАЕТСЯ вниз. Там весело БЕЖИТ меж камней. Несколько таких ручейков СЛИВАЮТСЯ, образуя большой ручей. Он ТЕЧЁТ дальше по склону горы и вдруг с шумом НИЗВЕРГАЕТСЯ в пропасть. В низине уже речка МЧИТСЯ всё ещё быстро, но постепенно ЗАМЕДЛЯЕТ ход, становясь широкой, и спокойно НЕСЁТ СВОИ ВОДЫ к морю.
ЗАДАНИЕ 5
1. а) Хлопья снега лежали на кустах, КАК МОХНАТЫЕ ЦВЕТЫ.
б) На бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого цвета, и брёвна загораются, КАК СЛОИСТЫЙ ЯНТАРЬ.
в) Изредка солнечный луч, прорвавшись сквозь тучи, падал на отдельные берёзы, и они вспыхивали, КАК ЗОЛОТЫЕ ФАКЕЛЫ.
Кстати, это всё из Паустовского.
2. а) Осень говорит: я поля хлебом уряжу, а весна говорит: еще я ПОГЛЯЖУ.
б) Где больно, там рука: где мило, там ГЛАЗА.
в) Остёр меч, да некого СЕЧЬ.
3. Как вариант к сказанному ВЕКТОРОМ: одержу победу.
1. Загадочные слова!
Напишите
найденные слова.
1.
Как столкнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый
тонкого побьет –
Тонкий
что-нибудь прибьет.
2.
Вставьте необходимые по смыслу имена существительные:
Кто
что оставляет?
Оставляет ветка … ,
Оставляет пчёлка … ,
Нивы
– … зерна,
Золотой … – сосна,
Овцы – тонкое …,
Лозы – пряное …,
Оставляет человек
…
доброе навек.
3.
Назовите по-итальянски:
а) дыхание – если для нас это вокальное
произведение для одного голоса в составе оперы или оперетты;
б) книжечка – если для нас это краткое
изложение содержания балета;
в) учитель – если так мы называем
крупных музыкантов.
Задание
2. О чем или о ком идет речь?
Напишите
о чём или о ком идет речь.
1.
Соединив данные слова, составьте из них словосочетания: Прокруст, Лукулл,
Елисейский, Тришкин, Авгий, Гордий, узел, конюшня, ложе, пир, поле, кафтан.
2.
Вставьте необходимые глаголы и отгадайте
загадки:
а) Днем … ,
ночью … и прохожих … .
б) Какая обувь в огне … и с ног … ?
в) Что две недели …
, что две недели … , две недели … , две недели … , две недели … ?
3.
Мы забрались в этот шар, на волнах качаемся,
Потихоньку, не спеша, в море
опускаемся.
Дело наше вот какое: изучаем дно
морское.
Задание
3. Почему мы так говорим?
Ответьте
на вопросы.
1.
Почему так называется?
Семь вещей у нас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь – приятель наш.
2.
Почему не только резинка, а еще и ластик?
3.
Почему глухая тетеря?
Задание
4. Точное слово!
Выполните
задания.
1.
«Разбежались» фразеологизмы,
соберите их и запишите:
Водить, втирать, заткнуть, намылить,
носить, обвести, попасть;
Голова, переплет, вода, решето,
пояс, очки, хлеб-соль, палец.
2.
Вставьте в пословицы антонимы:
а) … старится, … растет.
б) … колос к земле клонится, а …
к небу тянется.
в) … ум рождает, а …
последний отнимает.
3.
Выберите подходящие по смыслу синонимы:
Из скалы 1.
… родник. Он стремительно 2. …
вниз. Там весело 3. … меж камней. Несколько таких ручейков 4. …
, образуя большой ручей. Он 5. … дальше по склону горы и вдруг с шумом
6. … в пропасть. В низине уже
речка 7. … всё ещё быстро, но постепенно
8. … ход, становясь широкой, и
спокойно 9. … к морю.
Слова для выбора:
мчаться, нести свои воды, низвергаться, бежать, пробиваться, скатываться, течь,
сливаться, замедлять.
Задание
5. Как правильно?
Выполните задания.
1.
«Заблудились» сравнения
- верните их на свои места:
а) Хлопья снега лежали на кустах, как слоистый янтарь.
б) На бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого
цвета, и брёвна загораются, как золотые факелы.
в) Изредка солнечный луч, прорвавшись сквозь тучи,
падал на отдельные берёзы, и они вспыхивали, как мохнатые цветы.
2.
Подобрав правильную рифму, запишите пословицы:
а) Осень говорит: я поля хлебом уряжу, а весна
говорит: ещё я … .
б) Где больно, там рука, а где мило, там … .
в) Остр меч, да некого … .
3. Помогите Винни – Пуху выбрать
правильную форму слова:
Побежу…
(Нет, победю! )
Победю я жару и мороз,
Лишь бы медом был вымазан нос!
Победю…
(Нет, побежду! )
Побежду я любую беду,
Лишь бы были все лапки в меду!