Елена Федорова
Мыслитель
(9478)
10 лет назад
В чем проявляется музыкальность поэзии Ф. И. Тютчева?
Тютчев написал много лирических стихотворений, которые стали
музыкальными шедеврами, на их слова написано много романсов. Разберемся в этом
на примере стихотворения «Я встретил вас»
(Текст стихотворения занимает много места- я его опускаю. )
Я встретил вас - и
всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло. . .
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенётся в нас, -
Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты. . .
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, -
И вот - слышнее стали
звуки,
Не умолкавшие во мне. . .
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь! . .
Стихотворение звучит очень мелодично, написано искренне,
задушевно. Недаром это стихотворение п оложено на музыку многими композиторами: Донауровым, Шереметевым и другими.
Слова, найденные поэтом, очень просты, но они наполнены
глубоким чувством, и заставляют пережить то, что ощущал Тютчев.
Стихотворение
легко воспринимается на слух. Звучность, напевность во многом обусловлены тем,
что стихи написаны четырехстопным ямбом,
с чередованием ударного и безударного окончания строк и простыми перекрестными рифмовками (воспоминанье- вновь, очарованье- любовь ). Слова сами просятся петь!
Разберем
художественно-выразительные средства этого произведения. .
В стихотворении много ярких тропов.
Очень выразительны эпитеты : время золотое, душевной полноты, милые черты,
вековой разлуки.
Они вроде и простые, как бы вышедшие из народного языка, как
будто сочинил не автор, а исконно пелись
в народных песнях.
Поэт широко
пользуется художественными средствами, например анафорой.
Ана? фора — стилистическая
фигура, состоящая в повторении звуков, сло? ва или группы слов в начале
каждого параллельного ряда.
«Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь! » Слова «тут, то же, та же» придают ритм строфе,
одновременно усиливая эмоциональность.
В этой строфе он употребляет и фонетические приемы,
например, слова с суффиксами, -ань, -ень,
что делает стихотворение «милее» , ближе читателю.
Напевность, плавность тона достигается за счет ассонанса Ассонанс-
повтор гласных звуков, преимущественно ударных; один из основных приемов
инструментовки стихотворной речи.
«Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенётся в нас, -
Так, весь обвеян духовеньем» .
Прием аллитерации – повтор согласных, тоже придает стиху
дополнительное звучание :
«И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне.. . »
Согласные звуки тоже музыкальны, как ни странно это звучит,
часто используются сонорные звуки то
есть звуки, в образовании которых голос играет главную роль. Сонарные звуки представляют музыкальные тона,
различающиеся по тембру, зависящему от различной формы голосового тракта. В
первой строфе звук «Н» повторяется 4 раза.
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что – то встрепенется в нас…
Величайшее мастерство Тютчева состоит в том, что этот
удивительный подбор звуков сделан непринужденно, как бы незаметно. Слова
выбраны не по звуковому составу, а по смыслу. Можно сказать, слова льются как песня.