Чернышев Виталий
Гуру
(4766)
10 лет назад
Эксплуатация
автомобильных аккумуляторных батарей
Многие владельцы автомобилей бывают
искренне удивлены, когда узнают, что аккумулятор тоже требует
«техобслуживания» . Это прискорбно, потому что капелька заботы
и внимания могут сберечь много времени и денег.
Периодически, желательно не реже одного
раза в 2-3 месяца, даже при безотказной работе, необходимо проверять уровень
напряжения на клеммах аккумуляторной батареи при неработающем (напряжение
разомкнутой цепи — НРЦ) и при работающем двигателе, а также наличие утечки в
системе электрооборудования автомобиля.
Чтобы
исключить разряд батареи во время длительной стоянки автомобиля,
рекомендуется отключать ее от сети, поскольку, в результате утечки тока в
системе электрооборудования, АКБ может разрядиться настолько, что не сможет
запустить двигатель.
Причинами повышенного саморазряда могут
быть нарушения условий эксплуатации или естественный износ батареи. Надо
стараться не допускать повторение глубоких разрядов аккумуляторной батареи,
составляющих более 40-50% от ее емкости — после них АКБ не сможет полностью
зарядиться от генератора.
Нередко причиной снижения уровня зарядного
напряжения и, следовательно, степени заряженности АКБ, становится ослабление
натяжения ремня привода генератора. Поэтому не реже 1-го раза в месяц
рекомендуется проверять натяжение ремня и, при необходимости, производить
регулировку согласно инструкции по эксплуатации автомобиля.
Отдельно отметим несколько самых
распространенных современных причин ускоренного износа автомобильного
аккумулятора:
1. Дополнительное оборудование.
Причина большинства неисправностей связана
не с собственными его дефектами, а с наличием дополнительного
оборудования, например, сигнализации и телефона. Эти устройства
особенно любят преподносить «сюрпризы» во время длительных стоянок
автомобиля.
2. Холостой режим
Простаивание автомобиля зимой
в «пробках» — настоящая проблема для аккумулятора. Работающие
одновременно вентилятор, фары, обогреватель заднего окна
и стеклоочистители способны забрать больше тока, чем производит
генератор.
Подсчитано, что за 45 минут такой
работы средний аккумулятор может истощиться настолько, что повторный
запуск выключенного двигателя окажется уже невозможным. Для восстановления
потребуется не меньше 30 минут нормальной езды, прежде чем можно
будет снова остановиться.
Ниже приведены несколько основных правил и
требований, соблюдение которых повышает ресурс батареи:
·
плотность
электролита в ячейках АКБ (при нормальном уровне его над пластинами) должна
быть не ниже 1,24 г/смі (+25°C), а напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) — не ниже
12,5 В;
·
полюсные
выводы необходимо периодически очищать от окислов;
·
АКБ на
автомобиле должна быть надежно закреплена на установочной площадке;
·
пуск
двигателя должен проводиться с длительностью попыток 5-10 сек; повторяющиеся
попытки пуска должны проводиться с интервалом 30-60 сек. ;
·
разряженная
при неудачном пуске двигателя аккумуляторная батарея должна быть как можно
скорее заряжена;
Состояние
аккумуляторной батареи в значительной мере зависит от исправной работы
электрооборудования. В
первую очередь сюда необходимо отнести генератор, регулятор напряжения и
стартер. При неисправной электропроводке состояние батареи в любой момент может
оказаться таким, что она не сможет обеспечить пуск двигателя. В конце глубокого
разряда плотность электролита достигает значения близкого к плотности воды
(1,08 г/смі). Известно, что электролит плотностью 1,28 г/смі замерзает при
температуре? 65°C, плотностью 1,20 г/смі — при? 28°C, а плотностью 1,1 г/смі —
при? 7°C. Изготовители АКБ считают недопустимым использовать в зимнее время АКБ
с заряженностью ниже 75% (плотность электролита 1,24 г/смі, НРЦ? 12,6 В) .