Дмитрий Низяев
Искусственный Интеллект
(839941)
10 лет назад
Поворот вокруг вертикальной оси - за счет притормаживания одного из несущих винтов. Поскольку оба винта вращаются от одного двигателя и связаны друг с другом шестеренками, то притормаживание одного винта вызывает небольшое ускорение другого. В результате общая подъемная сила винтов остается прежней, но вот крутящий реактивный момент их получает искажение в ту или иную сторону. Этот избыток момента и заставляет весь вертолет поворачиваться в ту же сторону, в которую крутится приторможенный винт.
Тяга по горизонтали (в любом направлении) - с помощью управления углом атаки лопастей. Каждая лопасть может поворачиваться в шарнире, и связана вертикальной тягой с т. н. "тарелкой автомата перекоса" - нечто вроде диска с ушками по краям, который расположен прямо под винтом вокруг вала, и вращается вместе с винтом. Этот диск имеет широкий подшипник, и через него держится за второй такой же диск, который уже НЕ вращается. Вообразил?
Нижний диск тоже имеет "ушки" для крепления тяг, но если напервом диске этих тяг столько же, сколько лопастей на винте, то на втором диске - четыре тяги, по сторонам света как бы.
В исходном положении тарелка автомата перекоса стоит горизонтально. Если нам нужно набрать высоту, мы с помощью рычычага управления тянем все четыре нижние тяги вниз. Вся тарелка целиком опускается ниже, тянет за собой лопасти, и они наклоняются круче под углом в воздуху. Появляется ветер, вертолет пошел вверх. Манипулируя тарелкой вверх-вниз, мы можешь менять высоту полета или грузоподъемность аппарата.
Если нам нужна горизонтальная тяга вперед, например, мы воздействуем на пару нижних тяг, переднюю и заднюю. Одну тянем, другую толкаем. Из-за этого тарелка наклоняется вперед. А через подшипник передает свой наклон и верхнему диску, он начинает вращаться в наклонной плоскости. Теперь каждая лопасть, оказавшаяся впереди вертолета, испытывает через свою вертикальную тягу усилие со стороны тарелки, поворачивается.. . и ее угол атаки уменьшается. Из-за этого лопасть уже не отталкивается от воздуха так сильно, как раньше. В это время другая лопасть, оказавшаяся позади вертолета, испстывает такое же усилие в обратную сторону, поворачивается иначе, ее угол атаки увеличивается. И по мере вращения винта лопасти все время обманиваются ролями. В итоге получается, что весь несущий винт "перекосился" - одна его сторона тащит вертолет кверху намного слабее, чем другая. Винтвращается - а области его измененной тяги - остаются неподвижными, спереди и сзади вертолета. Иными словами, у несущего винта как бы смещается центр приложения тяг, и весь вертолет оказывается подвешен не за несущий вал, а за виртуальную точку позади него. Естественно, нос вертолета сразу же перевешивает, машина наклоняется носом вниз - вместе с винтом. И теперь несущая тяга винта перестает быть вертикальной, вертолет начинает ускоряться вперед.
А поскольку у тарелки перекоса ЧЕТЫРЕ тяги, мы можем вызвать ее наклон в любом направлении - и соответственно, горизонтальное ускорение вертолета тоже в любом направлении. В том числе и вбок :-)
любопытныйМыслитель (5680)
10 лет назад
Спасибо за полный курс. Как поднимается-опускается и движется я давно сам догадался было сомнение на счет поворота вокруг оси такой вариант предпологал. Люблю технику и инженерные решения. Спасибо
Николай БелийчукУченик (116)
2 года назад
Дмитрий, а вы в авиа строении на практике понимаете? Можете вообразить и исполнить на бумаге соосный винт в малогабаритной масштабе?