субъектного состояния исследователя (озадаченности, удивления).
8. Объяснить, какая из формул выражает соотношение понятий «проблема» и «тема».
проблема = тема
проблема тема
9. Найти и исправить ошибки в формулировках тем кур- совых работ.
Пути формирования положительных мотивов учения у детей. Эстетическое воспитание подростков.
Игра как средство воспитания младших школьников. Психологические основы адаптации первоклассников. 10. Найти в списке понятия, которые могли бы быть объек- том (предметом) исследования. Сформулировать темы ис- следовательских работ, используя слова и словосочетания:
Влияние, проблема, как путь, роль, особенности, творче- ские способности, познавательная деятельность, педагогиче- ская деятельность, самоуправление, традиционные народные праздники, процесс социализации, неполная семья, патриоти- ческое воспитание, уровень, конфликт, старшеклассники, ре- бенок, воспитатель и воспитанник, младший школьник, фор- мирование, и пути его преодоления.
11. Выбрать формулу, передающую сущность понятия «цель»: цель = результат
цель = конечный результат
цель = желаемый конечный результат
цель = предполагаемый конечный результат
цель = возможный результат
12. Сформулировать тему научного исследования, исходя из предлагаемой цели.
Изучить роль этической беседы в нравственном воспита- нии младших школьников.
Разработать содержание, формы и методы профилактики табакокурения в подростковом возрасте.
Изучить влияние досуговой работы на формирование по- знавательных интересов младших школьников.
Выявить психолого-педагогические закономерности предуп- реждения конфликтов между воспитателями и воспитанника-
ми.
13. Сформулировать цель научного исследования по пред- лагаемой теме.
Влияние профориентационной работы на процесс социали- зации старшеклассников.
Проблема патриотического воспитания подростков и пути ее решения в практике досуговой работы.
Сюжетно-ролевые игры как средство самореализации до-
школьников.
Обучение младших школьников правилам дорожного дви жения как педагогическая проблема.
14. Уточнить формулировки понятий методологического аппарата научного исследования по заданной теме.
А. Разноуровневые задания как средство индивидуализа- ции обучения младших школьников на уроках математики. Область: педагогика.
Объект: обучение младших школьников.
Предмет: разноуровневые задания на уроках в начальной
школе.
Б. Пивной алкоголизм как социальная проблема и пути ее решения в работе со старшеклассниками.
Область: социальная педагогика.
Объект: пивной алкоголизм.
Предмет: профилактика вредных привычек среди старшек-
лассников.
15. Определить цель научного исследования, если извест- Ны конкретные методологические понятия.
А. Проблемы эмоционального развития первоклассников и пути их решения..
Область: возрастная психология.
Объект: процест эмоционального развития младших школь- Ников.
Предмет: факторы, влияющие на эмоциональное разви- тие учащихся.
Б. Роль экскурсионной работы в формировании эстетиче- ской культуры подростков.
Область: методика досуговой работы.
Объект: процесс формирования эстетической культуры под- ростков.
Предмет: методика организации и проведения экскурсий как средства формирования эстетической культуры подро-
стка.
29