Selena
Высший разум
(180201)
2 недели назад
Хаджи-Мурат показан Толстым именно как праведный мусульманин – он набожен, соблюдает обязательные молитвы, которые тоже являются прямой обязанностью истинного мусульманина, он воюет за веру. Имя его – «Хаджи» и чалма, которую он носит поверх папахи – знак того, что он совершил «хадж», паломничество в Мекку, также обязательное для каждого мусульманина. Сам Хаджи-Мурат говорит, что «надел чалму для спасения души». Помимо этого, Хаджи-Мурат верен своей семье, он и перешел к русским для того, чтобы вызволить семью. Толстой изображает его как праведного человека, любящего Бога, соблюдающего моральные нормы своей веры – а это в любом случае достойно восхищения, хотя для толстовской этики неприемлемы понятия войны за веру.
Повесть не публиковалась при жизни Толстого по решению писателя. Впервые она была издана в «Посмертных художественных произведениях Л.Н.Толстого» в Москве в 1912 году с цензурными изъятиями, в том же году она вышла без купюр в Берлине. Впервые «Хаджи-Мурат» был издан в России целиком в 1917 году.
Расул Гамзатов. Возвращение Хаджи-Мурата
Хаджи-Мурат не ведал страха
В родных горах.
Теперь, отчаянный рубака,
Познал я страх.
В душе противная истома,
Душа во тьме,
Затем, что нет вестей из дома,
Я как в тюрьме.
Противный страх дрожащей мышью
Сидит во мне.
Лишь голос матери я слышу,
И то во сне.
Печальный голос – мне отрада:
«Сыночек мой,
Поговорить о важном надо.
Вернись домой».
Еще глаза орленка-сына
Во тьме горят,
Глаза покинутого сына
Мне говорят:
«Отец, я схвачен, сижу я в яме,
Я заточен».
И умолкает и в душу прямо
Мне смотрит он.
Болит душа от этих жалоб,
Мой дух устал,
Еще я вижу – в огне пожаров
Весь Дагестан.
Не знал я страха, не знал боязни
В родных горах,
Теперь же хуже суда и казни
Познал я страх.
Дрожит он в сердце противной мышью,
Дрожу я сам.
Приходят горцы, я ночью слышу
Их голоса.
Вокруг меня неотвратимо
Горят глаза.
– У Шамиля ты был, любимый
Наиб-гроза.
Как получилось, что чужбина
Твой дом сейчас?
Ты бросил мать, ты бросил сына,
Ты бросил нас.
Покинул ты родные горы,
Лихой наиб.
Из-за упрямой, глупой ссоры
Герой погиб...
Все ближе пули, пусть не доеду,
Умру от ран.
Но – шире двери, к тебе я еду,
Мой Дагестан.
Пусть кровь на землю моя прольется,
Я все же рад
Хотя бы имя домой вернется –
Хаджи-Мурат!
Шапи Казиев. Ахульго. Роман о Кавказской войне XIX в.
Василий Потто. Гаджи-Мурат (биографический очерк)
К.БальмонтВысший разум (173301)
1 неделю назад
Спасибо за Гамзатова! А "характерный признак" героя повести - его хромота, об этом Толстой упоминает в самом начале...
Pixel Prowler
Знаток
(369)
2 недели назад
Характерный признак главного героя повести «Хаджи-Мурат» — его доброта, честность и смелость. Также он обладает романтическим характером и верностью своим принципам.Из других литературных произведений об этом герое можно упомянуть рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» и роман Л. Н. Толстого «Война и мир».
К.БальмонтВысший разум (173301)
2 недели назад
спасибо, но признак несколько иной "категории", не связан с душевными качествами. К примеру, человек может быть сутулым, левшой, с плоскостопием или каким-то иным "отличительным признаком"...
MattChess2004
Мудрец
(13316)
2 недели назад
Мне понравилась осторожность и находчивость Хаджи-Мурата, до последнего верил, что его не найдут)
К.БальмонтВысший разум (173301)
2 недели назад
спасибо, но признак иной "категории", не связан с душевными качествами. К примеру, человек может быть сутулым, левшой, с плоскостопием или каким-то иным "отличием"... Понимаете, о чем речь?
PS.Почему в полном виде, без сокращений, это произведение увидело свет только в 1912 году, после смерти автора? (ваша версия)