Прозвище "Лебедь" получил мост Эразма в Роттердаме (Нидерланды). .
Это прозвище ему досталось из за изогнутой "шеи" пилона и его белого цвета, послужившего поводом к, казалось бы, совершенно неожиданному сравнению инженерной конструкции с самой элегантной птицей – лебедем.
Мост строился с 1990 по 1996 год. С 1996 года открыт для движения королевой Нидерландов Беатрикс
Мост в дальнейшем еще достраивался по причине обнаруженных проблем в конструкции. Строительство "Эразмы", длиной в 900 метров и весом в 6800 тонн, стоило правительству 110 миллионов долларов.
Этот асимметричный во всех отношениях мост, с его особенным наклоненным 139-метровым пилоном соединяет центр города с развивающимся районом Коп ван Зюйд (Kop van Zuid), являясь последним связующим звеном между Северным морем, портом Роттердама и центральной частью города. Поскольку он находится в конце одной из самых оживленных магистралей Роттердама Бомпьеслаан (Bompjeslaan), мост Эразма стал самым заметным символом модернизации города. Эффектная и тщательно продуманная ночная подсветка структуры подчеркивает ее принадлежность к архитектуре новейшего времени. Точный инженерный расчет соотношения высоты пилона и длины полотна моста, которая составляет 284 метра, определил необычный угол наклона пилона.
Несмотря на отрицание ван Беркелем связи его творчества с работами предшественников и учителей, когда его спрашивают о видимом сходстве моста Эразма с мостом Аламилло (Puente del Alamillo) через Гвадалквивир в Севилье Сантьяго Калатравы (1992 г.) , архитектор честно утверждает, что он недолго работал с Калатравой до того, как создал собственную фирму Беркель и Бос (Berkel & Bos) в 1988 г. Однако сразу за этим следует разъяснение: «Конечно, можно говорить о схожести между этим мостом и мостом Калатравы. Отношение между высотой и длиной моста Калатравы – 1:1. Здесь – 1:2, что означает, что длина полотна моста гораздо больше высоты пилона. В этом случае пилон должен был бы нести невообразимую нагрузку. Наклон пилона позволяет уменьшить его высоту. Качество моста, таким образом, зависит от толщины полотна моста, и это один из самых тонких мостов в мире – всего 2,10 м толщиной» .
Но даже самый точный инженерный расчет не смог бы помочь пилону удерживать проезжее полотно, если бы не новейшие достижения в создании материалов XXI в. Высококачественная окрашенная сталь нового поколения, которую использовал ван Беркель для строительства пилона, вантов и балок, с легкостью выдерживает собственный вес почти 7-тонного полотна и потоки ежедневно проезжающих по мосту автомобилей. Устойчивость к температурным колебаниям и механическим повреждениям, что как нельзя более актуально для уличных сооружений, достигается добавлением в состав стали (легированием) хлора и никеля, придающих материалу особую прочность. А система вантов, каждый из которых достаточно пластичен, что также определяется свойствами стали, позволяет сравнительно невысокому пилону уверенно поддерживать длинное проезжее полотно.
http://ostmetal.info/article.php?ida=eb7ac4e0,http://www.turist.ru/article/14/02/2008/83586