Индуизм, или санатана дхарма (именно так эта религия именуется в Ведах и других священных писаниях) , — самая древняя из существующих религий.
Незадолго до возникновения новых мировых религий — буддизма и христианства, ведическая религия в более-менее чистом виде сохранялась лишь в Индии, где на основе древних ведических систем сложились шесть главных направлений индуизма:
1.смартизм (брахманизм)
2. шиваизм (шайвизм)
3. шактизм (тантризм)
4.вишнуизм (вайшнавизм)
и два менее влиятельных течения:
5. сауры (солнцепоклонники)
6.ганапатьи (поклонники Ганеши как Верховного Божества)
Каждое из этих направлений (кроме смартизма) , подразделяется на несколько школ (сампрадай)
В шиваизме — шесть главных школ: шайва-сиддханта, пашупата (в том числе капалика и каламукха) , лингаята (иначе — вирашайва) , трика (иначе — кашмирский шиваизм, или тантрический шиваизм) , натха (иначе — сиддха-сиддханта, или горакшанатха-шиваизм) и адвайта-шиваизм.
Шиваиты школы шайва-сиддханта опираются в равной мере на авторитет ведических писаний и шиваитских Агам. Учение шайва-сиддханты (наиболее влиятельной школы в современном шиваизме) представляет собой синтез веданты (ведической философии) и сиддханты (тантрической философии) . Вирашайвы-лингаяты полностью отвергают авторитет всех ведических писаний и признают только 28 шиваитских Агам, а также высказывания (вачаны) и труды собственных учителей. Поэтому лингаяты считаются самой антибрахманистской из шести главных шиваитских школ. Пашупаты, натхи и кашмирские шиваиты не отвергают Веды, но на практике придают больше значения чисто шиваитским священным писаниям и поучениям собственных учителей.
В вайшнавизме также существует несколько главных течений — школы Рамануджи (шри-вайшнава) , Мадхвы, Валлабхи, Нимбарки и Чайтаньи (чайтанья-вайшнавизм) . Каждая из этих пяти вайшнава-сампрадай имеет и свою собственную интерпретацию учения веданты.
Большинство вайшнавов принимают как равно авторитетные ведические и вайшнавско-агамические писания. Из ведических писаний вайшнавы особенно почитают вишнуитские Упанишады, Пураны (прежде всего, “Шримад-Бхагаватам”), “Махабхарату”, “Рамаяну” и “Харивамшу”, главным священным текстом считая “Бхагавад-гиту”, входящую в состав “Махабхараты”. Вишнуитские Агамы (иногда не совсем верно называемые “вайшнава-тантрами”) бывают двух типов: Паньчаратра-агамы и Вайкханаса-агамы, из которых первые не основывают свой авторитет на Ведах, а вторые являются проведическими. Не следует путать вишнуитские Агамы с шиваитскими и шактистскими Агамами, т. е. с Тантрами как таковыми. Хотя, безусловно, по своим идеям и описываемым практикам Агамы вайшнавов гораздо ближе Тантрам, чем ведической литературе. Не меньше Вед и Агам во всех вишнуитских школах весьма почитаются еще и труды собственных учителей, не обязательно написанные на санскрите. Вайшнавы почитают Вишну в качестве Верховного Господа, считая его личностным и идентичным с Брахманом. Безличный аспект Бога при этом считается более низшим. Большинство вайшнавов придерживается дуалистических воззрений на природу Бога, души и мира. Главной практикой вишнуиты считают бхакти-йогу.
http://vyasa.ru/books/P.S. Теперь Вы знаете в чём отличие!! !
В настоящее время в Индии распространен более упрощенный, освобожденный от сложных философских построений индуизм: -)
http://gburkova.narod.ru/period3.htm