ергей Хелемендик: Цивилизационный код России
Из цикла „Россия и Европа“
Ассиметрия
Почему-то никто не обращает внимания на усиливающуюся ассиметрию в отношениях между Россией и Европой в сфере взаимопознания и взаимопонимания.
Россия Европу знает и изучает уже на протяжении столетий. Знает по-своему, но знаний этих, судя по всему, России хватало и хватает.
Европа Россию в принципе не знает и не изучает – исключения представляют собой эпохи мировых войн, когда Европа изучала Россию как угрозу и врага.
Но холодной войны это исключение не коснулось – последние десятилетия Россию изучали и изучают американцы, делают это планомерно и эффективно и отнюдь не спешат делиться с Европой своими заветными знаниями.
В результате получается ассиметрия. Сравнивать сегодня знания высших слоев русского общества о Европе со знаниями европейских „элит“ о России все равно, что сравнить железнодорожный вагон со спичечным коробком.
Русские „элиты“ и даже миллионы обычных людей, причисляющих себя к среднему классу, бодро и с энтузиазмом изъездили Европу вдоль и поперек, без больших усилий освоили расслабленный, комфортный европейский образ жизни. Не только освоили, прочувствовали, прониклись и со слезой в голосе вспоминают прелести лавандовых полей Прованса, неповторимую атмосферу Вены, элегические виды Женевы, которая на языке советских разведчиков получила псевдоним „Красноозерск“. Хитрый псевдоним – озера в Женеве совсем не красные, значит и врагу никак не догадаться, будет враг искать Красноозерск где-нибудь в окресностях Красноярска или Краснодара.
Со стороны Европы все по-другому. Европейские „элиты“ глубоко равнодушны к очаровательным пейзажам российского Нечерноземья, их не волнует ни „Золотое Кольцо“, ни даже величественный Петербург.
Европе по большому счету интересна только Европа, причем не вся, а конкретно какая-нибудь своя родная маленькая Бельгия, где в большом Брюсселе варится европейская политика. С европейской точки зрения это правильно, хотя и вызывает у русских много вопросов и непонимание в духе:
http://www.chelemendik.ru/ShowDoc.php?d=155