10 января 1863 года в Лондоне открылась первая в мире линия внеуличной железной дороги для поездов с паровой тягой, построенная фирмой "Metropolitan Railway". Протяженность этого участка метрополитена составляла 3,6 км, имелось 7 станций. Несмотря на то что поезда, курсировавшие по нему, работали на угле, копоть от которого делала пассажиров черными, метро сразу пришлось по душе жителям британской столицы. Уже в первый же день новым видом транспорта воспользовалось около 30 тыс. человек.
Метрополитен в России:
Москва (1935; также пущено лёгкое метро и монорельс)
Санкт-Петербург (1955; также планируется лёгкое метро — надземный экспресс)
Нижний Новгород (1985)
Новосибирск (1986)
Самара (1987)
Екатеринбург (1991)
Казань (2005)
В Волгограде с 1984 и Кривом Роге с 1986 действуют системы частично подземного скоростного трамвая (метротрама) с полностью обособленными путями и станциями, которые, несмотря на трамвайный подвижной состав, фактически являются метрополитенами
В Железногорске (Красноярск-26) с 1958 действует линия частично подземного городского электропоезда, которая однако не может быть отнесена к метрополитену.
В Новом Афоне с 1975 действует туристская внегородская полностью подземная узкоколейная железная дорога, которая фактически является мини-метро
Строится метро:
Омск (открытие ожидается в 2010): см. статью Омский метрополитен;
Красноярск (открытие ожидается в 2012)
Челябинск (открытие ожидается в 2012)
Сочи, лёгкое метро (открытие ожидается в 2013—2014)
Строительство отложено: в Уфе, Перми
Строительство планируется:
Ростов-на-Дону (ведутся проектные работы; начало строительства ожидается в 2011 году, пуск первой линии — около 2020 года
http://ru.wikipedia.org/wiki/Метрополитен Нью-Йорка (англ. New York City Subway) — крупнейший метрополитен мира по протяжённости линий. Открыт в 1904 году. Суммарная длина эксплуатируемых линий составляет 1355 км (из них для пассажирского движения используются 1056 км) . Официальное количество станций — 468 (различные методы подсчёта дают значения от 416 до 468), составляющих 26 маршрутов. Ежедневный пассажиропоток составляет 3 906 849 человек (данные 2004 года) .
Несмотря на традиционное название «subway» (подземка) , около 40 % путей являются наземными или надземными. Все они полностью обособлены от уличного движения и других видов транспорта, большинство пересечений между путями сделаны разноуровневыми.
Правда, очень интересно узнать!!!