ЭТО ИЗОБРЕТЕНИЕ ПРИНАДЛЕЖИТ КИТАЙСКИМ МАСТЕРАМ.
КЕРАМИКА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. Керамика (греч. keramike — гончарное искусствo, от keramos — глина) — наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Изготовление гончарных изделий — древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н. э. , а в Европе — в 18 в.
Одним из приемов, изобретенным лунцюаневскими мастерами, являются декоративные трещины (кракле или цэк) . Они образовывались на глазури вследствие разницы между коэффициентами расширения стенок сосуда и глазурного покрытия. Посредством варьирования химического состава керамической массы и глазури можно было добиться заранее задуманного расположения трещин.
Сейчас в Китае идет активное изучение и восстановление старых технологий производства фарфора и керамики.
кракле - в художественной керамике - сеть тонких трещин на глазурованной поверхности керамического изделия: - полученная при обжиге из-за несоответствия коэффициентов расширения черепка и глазури; - обработанная посредством подкраски и заплавленности; - порождающая декоративный эффект.
В настоящее время существуют специальные средства и новые техники кракле, но они уже не несут той энергетики и ценности, которую вкладывали в свои изделия китайские мастера.
Лучше всего свое художественное чувство соотношения формы и назначения, декора и формы японцы выразили в изделиях из каменной массы, близкой по составу к фарфору. Любовь японцев к декоративным формам, взятым из природы, приводила в волнение посетителей парижских выставок конца 19 в. ; творчество японцев повлияло на все европейское искусство, особенно на скандинавские работы нового времени. К сожалению, японские керамисты 20 в. производили керамику полностью на экспорт и, по иронии судьбы, часто украшали ее имитациями того, что было усвоено европейцами из более ранней японской керамики с росписью кистью.
http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/0/0f/1012865.htm http://www.babao.ru/index.php?dn=shop&to=art&id=31