Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

6.Когда пишется отрицательная частица "не" , а когда "ни" ?

Марина Аршавина Ученик (33), закрыт 2 года назад
Лучший ответ
Елена Конюхова Мудрец (19327) 2 года назад
Ох, попробую рассказать кратко на примерах! Но получится ли? Уж очень объёмное правило!

1. В отрицательных предложениях пишется НЕ (Мы НЕ пойдём сегодня в кино) .
2. В отрицательных предложениях для усиления значения - НИ, если в предложении уже есть одно отрицание НЕ (Гость НЕ сказал НИ слова. Частицу НИ иногда можно "опустить" без потери смысла) .
3. В отрицательных предложениях при отсутствии предиката (сказуемого) , которое можно восстановить - НИ (В поле НИ кустика = В поле НЕТ НИ кустика. В предложении уже подразумевается одно отрицание) .
4. В утвердительных предложениях ВСЕГДА НЕ (Ученик НЕ мог НЕ пойти в школу. НЕ + НЕ= ДА // Ученик обязан пойти в школу) .
5. В придаточном времени после союза пока - НЕ (Учи, пока НЕ выучишь) .
6. Для утверждения НИ (Сколько он ни думал, а ничего не мог придумать. Частицу НИ можно убрать = Сколько ДУМАЛ, а ничего не придумал) .
7. При повторяющемся союзе НИ-НИ (Ни в лесу, ни в поле мы его не нашли) .

!!! Особого внимания требуют предложения с обобщающим значением. БОльшую часть таких предложений можно заменить конструкциями со словами ВСЕГДА, ВЕЗДЕ, ОЧЕНЬ, ВСЕ.
Так вот в таких предложениях частицы НЕ и НИ разграничивают следующим образом:
1. В простых предложениях НЕ (Кто только НЕ знает Пушкина = ВСЕ знают Пушкина) .
2. В придаточных - НИ (Когда Ни зайду к нему, он всегда занят = ВСЕГДА захожу к нему, и он всегда занят) .

Кроме того, необходимо запомнить следующие сочетания с НИ и НЕ:

1. В сочетаниях чуть НЕ, чуть-чуть НЕ, чуть ли НЕ, уж НЕ, едва ли НЕ, едва НЕ, едва-едва НЕ, пока НЕ, только НЕ.
2. В оборотах что бы то НИ было, что НИ шаг, куда НИ шло, откуда НИ возьмись, во чтобы то НИ стало, как НИ в чем не бывало, что НИ говори, в каком бы то ни было, а также в устойчивых словосочетаниях: ни пуха ни пера, ни жив ни мертв, ни днем ни ночью, ни конца ни края и т. д.
Запятая между частями этих оборотов не ставится!
3. В составе сложных союзов
не то… , не то
не только… , но и
если не..., то
не то чтобы не… , но и

НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ СОЧЕТАНИЯ! Написание этих сочетаний НЕ противоречит правилу, так что их можно не заучивать наизусть!

а) ни один (никто) — не один (много) : ни один (никто) не пришел на встречу; он бывал у меня не один (много) раз;
б) ни разу (никогда) — не раз (много раз) : я ни разу (никогда) не была в Париже; он не раз (много раз) бывал в Париже;
в) нимало (= ничуть) — немало (= много) : Его нимало (ничуть) не смущало недовольство хозяина. Он немало (много) интересного знал о птицах.

И на "закуску"!

В неопределенных и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения - НИ.

Правописание выражений:
не кто иной, как.. . -никто иной не... ;
не что иное, как.. . -ничто иное не.. .

Правописание сочетаний:
ему все нипочём; это ни к чему; остался ни с чем; остался ни при чём; я тут ни при чём.
Источник: КРАТКО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ!! ! НО ЗАТО ДОСТУПНЫМ ЯЗЫКОМ! (учитель русского языка)
Остальные ответы
Nina N. Гуру (3218) 2 года назад
Ни пишется когда отрицание, например, при перечислении: ни яблоко, ни виноград, ни груша не были вкусными...
Никита Морозов Профи (891) 2 года назад
Когда отрицание то не пример "нехочу " , а когда ни то "никогда"
Watch Us Burn Гуру (4614) 2 года назад
ни в устойчивых выражениях
- Ни дать ни взять; ни свет ни заря; ни днем ни ночью; ни стать ни сесть; ни жив ни мертв; ни рыба ни мясо; ни то ни се (запятой не разделяются!) .
- Ни один - т. е. никто (не один - много) ; ни разу - нисколько (не раз - много раз, несколько раз) .
- Ни с места! Ни шагу назад!

парное употребление ни: ни-ни (Ни хлеба, ни зрелищ народ не получил) .
В подобных предложениях отрицательную частицу ни можно заменить и или вовсе опустить - смысл высказывания сохранится. (И хлеба, и зрелищ народ не получил. Хлеба, зрелищ народ не получил. )

К трудным случаям употребления ни можно отнести следующие:

ни для усиления отрицания
В предложениях, где ни используется для усиления отрицания, обычно уже имеется отрицание (нет, не) : Нет ни копейки денег. Не дал мне ни рублика. Иногда отрицание только подразумевается: Ни копеечки в кармане. Ни копеечки не было в кармане.

существует еще двойное отрицание с не (Не мог не заметить. Нельзя не сознаться) . Это двойное отрицание придает предложению смысл утверждения, а не отрицания (Не мог не заметить - заметил. Нельзя не сознаться - надо сознаться) . Чтобы не сделать ошибок, подберите синонимические замены выражениям и словам, тогда многое прояснится; старайтесь не запоминать правила, а понимать их и заострите внимание на примерах, иллюстрирующих правила.

употребление ни при местоимениях и наречиях
Кто ни пройдет, след оставит (кто ни пройдет - всякий пройдет) .
Где бы ни остановился, всюду узнают (где бы ни остановился - где угодно остановился) .
Какой бы дорогой ни шел, везде тупик (какой бы дорогой ни шел - любой дорогой шел) .
В таких предложениях местоимения и наречия с ни можно легко заменить синонимическими конструкциями. Ни употребляется с местоимениями и наречиями в тех случаях, когда нет восклицания и вопроса.

в независимых восклицательных и вопросительных предложениях (при наличии или возможности подстановки усилительных частиц только, уж) пишется не: Где он не бывал? Кто не любил его! Какие думы не передумал!

в уступительных придаточных для усиления утвердительного смысла употребляется только ни: "Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне ни пророчил... " ("отправлюсь", невзирая на то, что "пророчит путь"). То есть, что бы там ни пелось, писать-то нужно все-таки ни.
Анастасия Ученик (113) 2 года назад
частица "ни" пишется для усиления отрицания
майя дзкуя Мудрец (14986) 2 года назад
Под ударением НЕ, без ударения НИ: никогда, но некогда