Воспитание нравственности во многом зависит от школы.
Ибо Макаренко воспитывал даже самых трудных, используя трудовое и нравственное воспитание в своей школе-колонии.
Его методы изучают и за рубежом до сих пор.
Сухомлинский учил детей методом кратких рассказов и бесед об этике.
Его книга: *Сухомлиский об этике* актуальна и сейчас.
Мнгогие учителя новаторы находили и находят новые методы и варианты разнообразного обучения и воспитания.
В преподавании литературы используются разнообразные методы и приемы.
Например, чтение с комментариями, пересказ-анализ, беседа, доклады, лекции, прием встречных вопросов, прием сопоставления, уроки-конференции, уроки-лекции, уроки-семинара, уроки-извлечения, уроки-суда.
Нравственное воспитание остается одной из центральных проблем в развитии общества.
Долг, честь, совесть, доброта, любовь, милосердие – черты, которые необходимо постоянно воспитывать воспитать в человеке.
У Ю. Бондарева: “Познавая жизнь через литературу, читатель удовлетворяет извечное любопытство к миру, к самому себе, накапливая мироощущения, духовную энергию, страдая, радуясь, очищаясь, становясь мудрее, проживая не одну, а несколько жизней, - и тем самым удлиняет срок собственного существования на земле”.
Читатели XXI века, не имеющие высоко развитого вкуса, буквально теряются в потоке массовой литературы, отсюда – беспорядочность, бессистемность чтения.
А между тем В. Сухомлинский утверждал: “Умная, вдохновенная книга решает судьбу человека”.
Но “Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество”, - писал Гельвеций.
Поэтому важно быть направляющим учителем и ответственным за чувства ребенка, склад ума и чтобы книга чтобы была понятна, доступна, интересна, вошла в душу и в память.
....
Приверженцами пассивного отдыха были замечательные русские писателя: Пушкин, Крылов, Тургенев, Распутин, Солоухин. Вспомним стихи А. С. Пушкина: Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…
Но сошлюсь на известных советских психотерапевтов, учёных, врачей, в частности на врача-кардиолога Николая Амосова, который считал, что активный образ жизни - это наиболее полезный вид отдыха. Ведь отдых-это чередование различных видов деятельности. Активный отдых оптимизирует не только физическое, но и умственное развитие. Наиболее ярким представителем активного отдыха являлись такие знаменитости как Суворов, Толстой, Менделеев, Сеченов, Репин, Горький.
А роман «Война и мир» потребовал от писателя максимальной отдачи, полного напряжения всех духовных сил. Без активного отдыха, что для Л. Н. Толстого имело большое значение, возможно не было бы тех изумительных произведений, которыми мы восхищаемся.
Толстой любит кататься на коньках, любил охоту, ходить пешком. Совершал длительные путешествия пешком из Москвы в Ясную Поляну.
«Уставать, - писал он, - и даже сильно на воздухе или на пахоте есть положительное благо во всех отношениях.
....
Телевидение и реклама воспитывают нравственность.
Многие фильмы многосерийные : Папины дочки, Семья Ворониных, Универ, Букины - а сколько в этих кино всего лишнего, то, о чем можно было бы и не говорить с экранов телевизора.
Ибо дети с первого класса уже знают слово: Лезбиянка, Гей, Проститутка, Гомосексуал.
Поэтому воспитание нравственности - это дело народное! !
От нас всех зависит воспитание детей и подростков.