ВУЗы, Колледжи

Расскажите об орфоэпических нормах. помогите... очень нужно!!

Лучший ответ
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ – это нормы, которые регулируют правила произношения слов и постановки в них ударения и которые изучаются в ОРФОЭПИИ. ОРФОЭПИЯ (от др. -греч. ὀρθός «правильный» и ἔπος «речь») – это раздел науки о языке, в котором изучаются вопросы произношения звуков и звукосочетаний, а следовательно, слов. ОРФОЭПИЮ интересуют, таким образом, как словесное ударение, так и нормы произношения звуков на месте определённых букв, звуков и звукосочетаний на месте буквосочетаний. Вот, например некоторые нормы произношения: ● гласные звуки в безударном положении произносятся менее длительно, чем в ударном (количественная редукция); ● большинство гласных звуков в безударном положении меняют и своё качество (качественная редукция), например, для русского литературного языка характерно аканье, поэтому буква О в безударном положении обозначает звук [а]: дом – дома́ [дама́]; ● ассимиляция (уподобление) по глухости – на конце слов звонкие согласные оглушаются: луг [к], пруд [т]; ● оглушение звонких согласных, то есть ассимиляция по глухости, происходит также в начале или середине слов перед глухими согласными: подкинуть [т], указка [с]; ● ассимиляция по звонкости – в начале и в середине, а также на конце слов перед звонкими согласными происходит озвончение глухих согласных: сдача [з], футболист [д], как бы [г], лук был натянут [г] (лук для стрельбы); ● ассимиляция согласных по мягкости, то есть смягчение парных твёрдых согласных, происходит перед мягкими звуками, например, в словах СТЕПЬ, ПЕСНЯ мы произносим звук [с’] перед мягкими [т’] и [н’]; ● в словах ЧТО, ЧТОБЫ, СКВОРЕЧНИК есть звук [ш], но обозначен он буквой Ч; ● в словах СЧАСТЬЕ, СЧИТАТЬ, СЧЁТ, ПЕСЧАНЫЙ есть звук [щ’], но он обозначен вовсе не буквой Щ, а сочетанием букв СЧ. Орфоэпических норм много, на памятке из Интернета названы ещё некоторые, в добавление к моим примерам: Орфоэпические нормы представлены в специальных словарях ударений и орфоэпических словарях русского языка: Словесное ударение даётся в любых словарях, а особенности произношения слова в наиболее трудных случаях с помощью частичной транскрипции отмечаются в толковых словарях русского языка, включая словари иностранных слов: Красным обозначено место ударения в словах. На мой взгляд, орфоэпические и другие словари обязательно должны быть в каждом доме в бумажном варианте, так как разработчики онлайн-словарей далеко не всегда могут проставляют в них ударение.
Остальные ответы
Орфоэпические нормы регулируют произно­шение отдельных звуков в разных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их про­изношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах. Орфоэпические нормы определяются фонетической системой русского языка. В каждом языке действуют свои фонетические законы, которые регулируют произношение слов. русской орфоэпии принято разграничивать «старшую» и «младшую» нормы. «Старшая» норма сохраняет особенности старомосковского произношения отдельных звуков, звукосочетаний, слов и их форм. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения. Обратимся к основным правилам литературного про­изношения, которые необходимо соблюдать. Произношение гласных. В русской речи произносятся четко только гласные, которые стоят под ударением: с [а] д, в [о] лк, д [о] м. Гласные, находящиеся в безударном положении, утрачивают ясность и четкость. Это называет­ся законом редукции (от лат. reducire сокращать). роизношение согласных. Основные законы произ­ношения согласных в русском языке – оглушение и уподобление. Звонкие согласные, стоящие перед глухими и в конце слов, оглушаются – это является одним из характерных признаков русской литературной речи. Мы произносим стол [п] – столб, сне [к] – снег, рука [ф] – рукав и т. д. Следует обратить внимание на то, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: смо [к] – смог, дру [к] – друг и т. д. Произнесе­ние в этом случае звука [х] рассматривается как диалектное. Исключение составляет слово бог – бо [х]. Произношение заимствованных слов. Как пра­вило, заимствованные слова подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Например, иногда сохраняется произно­шение звука [о] в безударных слогах (м [о] дель, [о] азис) и твердых согласных перед гласным [е]: ан [тэ] нна, ко [дэ] кс, ге [нэ] тика). В большинстве же заим­ствованных слов перед [е] согласные смягчаются: к [р']ем, ака [д']емия, факуль [т']ет, му [з']ей, ши [н']ель. Согласные г, к, х всегда перед [е] смягчаются: ма [к']ет, [г']ейзер, [к']егли, с [х']ема.
9. Нормы орфоэпии ... а) подвижны, изменяются с течением времени; б) различны у представителей разных социальных групп, в) постоянны и не меняются.
Орфоэпические нормы регулируют …
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ – это нормы, которые регулируют правила произношения слов и постановки в них ударения и которые изучаются в ОРФОЭПИИ. ОРФОЭПИЯ (от др. -греч. ὀρθός «правильный» и ἔπος «речь») – это раздел науки о языке, в котором изучаются вопросы произношения звуков и звукосочетаний, а следовательно, слов. ОРФОЭПИЮ интересуют, таким образом, как словесное ударение, так и нормы произношения звуков на месте определённых букв, звуков и звукосочетаний на месте буквосочетаний. Вот, например некоторые нормы произношения: ● гласные звуки в безударном положении произносятся менее длительно, чем в ударном (количественная редукция); ● большинство гласных звуков в безударном положении меняют и своё качество (качественная редукция), например, для русского литературного языка характерно аканье, поэтому буква О в безударном положении обозначает звук [а]: дом – дома́ [дама́]; ● ассимиляция (уподобление) по глухости – на конце слов звонкие согласные оглушаются: луг [к], пруд [т]; ● оглушение звонких согласных, то есть ассимиляция по глухости, происходит также в начале или середине слов перед глухими согласными: подкинуть [т], указка [с]; ● ассимиляция по звонкости – в начале и в середине, а также на конце слов перед звонкими согласными происходит озвончение глухих согласных: сдача [з], футболист [д], как бы [г], лук был натянут [г] (лук для стрельбы); ● ассимиляция согласных по мягкости, то есть смягчение парных твёрдых согласных, происходит перед мягкими звуками, например, в словах СТЕПЬ, ПЕСНЯ мы произносим звук [с’] перед мягкими [т’] и [н’]; ● в словах ЧТО, ЧТОБЫ, СКВОРЕЧНИК есть звук [ш], но обозначен он буквой Ч; ● в словах СЧАСТЬЕ, СЧИТАТЬ, СЧЁТ, ПЕСЧАНЫЙ есть звук [щ’], но он обозначен вовсе не буквой Щ, а сочетанием букв СЧ. Орфоэпических норм много, на памятке из Интернета названы ещё некоторые, в добавление к моим примерам: Орфоэпические нормы представлены в специальных словарях ударений и орфоэпических словарях русского языка: Словесное ударение даётся в любых словарях, а особенности произношения слова в наиболее трудных случаях с помощью частичной транскрипции отмечаются в толковых словарях русского языка, включая словари иностранных слов: Красным обозначено место ударения в словах. На мой взгляд, орфоэпические и другие словари обязательно должны быть в каждом доме в бумажном варианте, так как разработчики онлайн-словарей далеко не всегда могут проставляют в них ударение.