Кто придумал магию?
Время возникновения магии ученые относят к периоду первобытного
общества, точнее - к эпохе каменного века. Имеются данные, что магические
обряды и верования существовали уже у неандертальцев, живших 80-50 тысяч
лет назад. Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих костей в
мустьерских пещерах Драхенлох (Швейцария) , Петерсхеле (Германия) , Регурду
(Франция) , которые рассматриваются как свидетельства охотничьей магии
(пещерные медведи в то время были одним из главных объектов охоты людей) .
Первобытные люди, считают некоторые ученые, сохраняя медвежьи черепа и
кости, надеялись, что это даст возможность убитым животным вернуться к
жизни и тем самым умножит число этих животных. У многих племен, сохранивших
первобытный уклад жизни еще в конце ХIХ века и имевших аналогичные обряды
захоронения костей и черепов убитых животных, этим обрядам давалось именно
такое объяснение.
В самых ранних формах социума магия еще не отделена от прочих верований, так же как еще не существует специальных «должностей» мага, шамана или жреца. Каждый член племени, в меру необходимости и своего понимания занимается собственной магической практикой: просит духов или животное-тотем о помощи на охоте, поклоняется предметам, приносящим удачу и т. п. ; впрочем, конечно же не исключены и групповые действия, необходимые всему племени: инициационные обряды, похороны покойников, и прочее. Характерные для этого времени верования: тотемизм — вера в покровительство того или иного животного, или вообще, объекта (в частности фетишизм) ; либо анимизм — вера в существование мира духов, возможность контактировать с ним, и его посредством влиять на мир физический.
В процессе организации племенной структуры возникает социальная ниша для людей, которые должны выполнять магические действия в интересах племени. На данном этапе уже появляется определенное разделение. Так, шаман — это человек, способный путем шаманских плясок и камлания войти в мистический транс, вернуть потерянную душу, изгнать духов болезни, и общаться с богами и демонами, взбираясь по Дереву Мира на небеса, или спускаясь в подземный мир. Колдун — человек, влияющий на мир путем симпатической магии, предполагающей связь схожих, либо побывавших в непосредственном контакте объектов. Жрец — тот, кто претендует на непосредственную связь с богами и их умилостививание поклонением, ритуалами и жертвоприношениями. Разумеется, это разделение весьма условно, и случается не всегда, а формирование роли жреца еще и более позднее — оно связано в основном с переходом к аграрной деятельности и необходимости ритуалов плодородия (для сравнения, у чукотских народов плодородие обеспечивает шаман, входя в транс и спускаясь в своих видениях на дно, к морской богине, с просьбами прислать побольше рыбы к берегам) . Однако, существует достаточно примеров социумов (например, австралийские аборигены) , у которых подобное разделение (на шаманов и колдунов) существует.