Что имеют в виду музыканты когда говорят: "Римский-Корсаков совсем с ума сошел"?
Римский-Корсаков
не совсем с ума сошел,
сочиняя песнь
то на пять долей,
то на семь, а то порой -
на одиннадцать.
Симметрии чужд
строй российских просторов.
Что ни град - свой нрав,
все пути - без повторов.
Как гласит известная байка, обнаружив в "Садко" хор "Уж ты Сад-Садко, пригожий молодец" в диковинном размере одиннадцать четвертей, дирижер N подтекстовал его фразой "Римский-Корсаков совсем с ума сошел". Другой одиннадцатидольный хор имеется в финале "Снегурочки" ("Свет и сила, бог Ярило"). Семидольных мелодий у Корсакова еще больше, а пятидольные со времен Глинки для русской музыки вполне привычны
Японские сонеты "а ля рюсс" - венок по мотивам поздних опер Н. А. Римского-Корсакова http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=103328
Отвечаю предельно серьезно:
Посчитайте, сколько слогов в этой фразе? Получится 11.
Уж не помню точно в какой опере - кажись в "Снегурочке" - он один из хоровых номеров написал в размере 11 четвертей (в одном такте) . Сделал он это для того, чтобы передать архаический характер музыки, ведь в древних напевах таких понятий как такт и размер не существует. Музыканты, вынужденные петь в этом непривычном для них размере, и придумали такую, скажем, считалочку.. . что они имеют ввиду сейчас - фиг его знает :)
есть такой стишок, где упоминается большинство известных композиторов.. . слышала давно.. . протицировать не смогу...