http://www.pravoslavie.ru/put/propovedi/evtich_pokaianie.htmДругой пример из современности. Некий перуанский писатель Карлос Кастанеда написал уже 8 книг про какого-то индийского мудреца и мага, Дон Хуана в Мексике, который научил его принимать наркотики, чтобы получить состояние второй, особой реальности, войти в глубину тварного мира и почувствовать ее духовность, встречаться с духовными существами. Кастанеда - антрополог, и возбудил большой интерес среди молодежи. К сожалению, и у нас перевели уже 8 томов. На днях в Белграде было обсуждение: что такое Кастанеда - принять его или отвергнуть. Один психиатр говорил, что принятие наркотиков с целью галлюцинаций - это опасный путь, с которого вряд ли можно вернуться. Один писатель хвалил Кастанеду. Я оказался самым строгим критиком.
В диагнозе Дон Хуана писателя Кастанеды ведь нет ничего нового. Человечество - в трагическом, ненормальном состоянии. Но что предлагает он, чтобы выйти из этого состояния? Почувствовать другую реальность, освободиться немножко от наших ограничений. А что получается? Ничего! Человек остается трагическим существом, не искупленным и даже не выкупленным. Не может он, вроде барона Мюнхаузена, сам себя из болота за волосы поднять. Апостол Павел указывает: ни другие небеса, ни другое творение, ни потусторонний свет, ни седьмое небо не могут человека спасти, ибо человек не безличное существо, нуждающееся лишь в мире и спокойствии. Он - живое лицо, и ищет живого общения с Богом.
***
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/society/moebius.htmСами о том не подозревая, мы заочно знакомимся с наркотиками, вернее, узнаём об их существовании, в самом что ни на есть невинном возрасте, читая о трагической судьбе благородного графа Монте-Кристо или восхищаясь дедуктивными способностями Шерлока Холмса. Напомню, что Холмс был кокаинистом, а Эдмон Дантес, сделавшись графом, полюбил жевать гашиш и хранил его в специальной "гашишнице", выдолбленной из цельного драгоценного камня.
Впрочем, едва ли примеры этих и других литературных героев оказываются заразительны для представителей богемы. Скорее, это примеры "гениев", на которых, естественно, спешит равняться всякая творческая личность, - а также сама атмосфера "наркокультуры", пребывание в которой сегодня нередко приравнивается к пребыванию в творческой элите. Люди богемы очень разнятся в указании на истоки этой странной культуры: одни предтечей видят культуру хиппи, с её непротивлением злу насилием и бегству от "жестокого" мира в себя; другие проводят параллель с декадансом, один из символов которого - кальян, доставляющий "изысканное мироощущение"; наконец, третьи опускают историческую планку совсем уже в глубь веков и адресуются к практикам средневековых, преимущественно восточных, мистических культов. Как бы то ни было, и первые, и вторые, и третьи сходятся в одном: употребление наркотиков способствует созданию шедевров. Чем изломаннее, вычурней, а иногда и уродливей игра воображения - тем более сильный наркотик принимал "творец". Литераторы, конечно, вспоминают немедленно Карлоса Кастанеду - в первую очередь, а во вторую - множество фамилий от Генри Миллера и Картасара до Пелевина