Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Какова история и этимология матюков и нецензурной брани ?

Relikt Platon Просветленный (24594), закрыт 13 лет назад
Что, собственно, мне интересно. Почему, люди желая придать своим оценкам и действиям именно негативный оценочный окрас, апеллируют именно к известным частям человеческого тела (мужского или женского) или определенным физиологическим процессам? Парадоксально. Чем эти части тела отличаются от других? Я бы сказал, что поскольку они детородные, то они, пожалуй, более важны, чем рука, нога, сердце или печенка с позиции интересов человеческого рода. Тогда почему именно они служат лингвистической основой института мата?!!! Почему «пошел ты на… » или иди ты в «. . у»?
Дополнен 13 лет назад
Ого, сколько "наотвечали" ...:-). Даже "лидерство" не помогло . .
Лучший ответ
Юрий Л. Создаю сайты более 7 лет 13 лет назад
Русский язык без мата превращается в доклад
Мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем
Н. Фоменко

несколько основных версий:

что русский мат - наследие татаро-монгольского ига (последнее время эта версия не очень котируется)
что русский мат был связан с эротическими языческими обрядами
что русские матерные слова когда-то имели по 2 значения, впоследствии вытеснив одно из значений или слившись воедино и превратив значение слова в негативное…

Миф первый, повсеместно распространенный, гласит, что русский мат - это тяжкое вековое наследие татаро-монгольского ига. Между тем, большинство ученых сходится в том, что корни явления все-таки славянские. Традиционно историю мата связывают с языческими эротическими обрядами, игравшими важную роль в земледельческой магии. С приходом христианства как обряды, так и обозначавшие их "термины" попали в опалу и сохранились только в фольклоре.

Три самых употребимых нецензурных слова буквально озвучивают символическое представление об устройстве Вселенной. Первое - обозначение мужского, активного начала, второе - женское, пассивное, третье - процесс их взаимодействия, диалектика. Просто "инь-янь" какой-то!

Эти три слова непосредственно связаны с природой, поскольку относятся к главному ее процессу - размножению. Сегодня сложно представить себе то значение, которое придавалось половым органам тысячи лет назад, когда человечество было необразованно и малочисленно. Не исключено, что эти названия были первоначально табуированы не по этическим, а по магическим соображениям, как "слова силы". Это, кстати, может объяснить присущую им мощь эмоционального воздействия. Парадокс еще и в том, что неприличные слова обозначают вещи, которые, по большей части, сами по себе перестали считаться неприличными. Был, конечно, в истории человечества период, когда касаться вопросов пола в обществе было совершенно невозможно, но со времен доктора Фрейда ситуация кардинально изменилась. Теперь приемлемо публично обсуждать любую физиологию, только без употребления тех самых древних "терминов", что попали когда-то под запрет.

Поскольку и боги, и демоны представляли для людей опасность, в обыденной жизни от них старались держаться подальше, не вызывать и не называть их всуе, без надобности.

Среди "сексуальных" ругательств можно выделить несколько крупных блоков.

Отправление ругаемого в зону женских гениталий, в зону рождающих, производительных органов, в телесную преисподнюю ("пошел в …"), - не что иное как пожелание смерти. Как показал Михаил Бахтин, женское лоно является одновременно символом рождения и смерти.
Намек на то, что некто сексуально обладал матерью ругаемого, "… твою мать".
Обвинение в инцесте с матерью, широко представленное в английских ругательствах типа "motherfucker".
Обороты речи с упоминанием мужских гениталий (типа "пошел на …") ставят ругаемого в женскую сексуальную позицию, что равносильно лишению мужского достоинства и вирильности.
Матерная брань уже в Древней Руси оценивалась как кощунство, оскверняющее и Матерь Божию, и мифологическую "Мать сырую землю", и собственную мать ругающегося. Однако ничего не помогало, поскольку матерные выражения сами имеют сакральное происхождение и в прошлом были связаны с ритуальными функциями.

По мнению Б. А. Успенского, на самом глубинном, исходном уровне эти выражения соотносятся с мифом о священном браке Неба и Земли, результатом которого является оплодотворение Земли. Связь матерной брани с идеей оплодотворения проявляется в ритуальном свадебном и аграрном сквернословии, а также в ассоциации ее с громовым ударом. На этом уровне она не только не имела кощунственного смысла, но была магической формулой, священным заклинанием (аналогичные формулы существуют в буддизме) .

На втором, более поверхностном уровне субъектом действия становится Пес как противник Громовержца и демоническое начало. Матерные выражения приобретают при этом кощунственный характер, выражая идею оскве
Остальные ответы
Оксана Кириченко Ученик (125) 13 лет назад
Только вчера смотрела программу "Теория неверояности" и там сообщили, что мат, как таковой, в древности был секретным языком для заклинаний, им пользовались шаманы. Запрет сохранился и до сих пор.
Эль'Хаэрра Эльйэ'НоойраОракул (56475) 13 лет назад
Кстати - работает. При умении создать нужный энергетический посыл матом можно и убивать, и исцелять. Знал одного экстрасенса который лечил (успешно) тяжелые заболевания с помощью мата.
Наталья Новикова Знаток (491) 13 лет назад
Давно установлено, что русская обсценная лексика имеет древние славянские и индоевропейские корни. «Основные „три кита“ русского мата… этимологически расшифровываются достаточно прилично: праславянское *jebti первоначально значило 'бить, ударять', *huj (родственный слову хвоя) — 'игла хвойного дерева, нечто колкое', *pisьda — 'мочеиспускательный орган'».
из В. М. Мокиенко. .
вот пара ссылок на эту тему. 1.http://ru.wikipedia.org/wiki/Ругател ьство
2. [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Relikt PlatonПросветленный (24594) 13 лет назад
Спасибо! Но почему при такой приличной этимологии, эти слова "обросли" таким "лохматым" содержанием ?
Наталья Новикова Знаток (491) где прочла не помню..давно было..вообщем суть вот:связано с ряженными.которые и придумывали не похожий на "приличную речь (принятую в те времена)..ругаться и сквернословить..= но как и рядиться можно было в короткий промежуток времени..ну скажем н.р до первых петухов...если находили таких людей после разрешенного времени их наказывали..язык тоже был запещен вне праздника...может от того и пошло табу, а главное все порочное и гадкое ,что связано с этим "праздником жизни"рядиться хулиганить и ругаться..да и наверно не прилично и запрещено церковью обсуждать н.р все что связано с "детородными органами и прилюбодеяниями..а т.к. и названия были "лохматыми" по содержанию наверно и обрели какой то запретный непреличный ...а такой манящий для простого человека ореол:)) не знаю наверное это наша любовь к всему "не чистому"при такой очевидной чистой и верной богу душе русского?а вообще то есть вещи которые не объяснить...да и не требуют они этого есть и все принимаем как должное:))))
Виктория Марьяновская Мыслитель (9814) 13 лет назад
Э. Асадов

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово “мат” идёт от слова “мать”,
Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов? !

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец? !
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
1970 г.
Relikt PlatonПросветленный (24594) 13 лет назад
Ой, как ...как "убойно" Эдуард Асадов написал!!!!Спасибо и ему и Вам ! :-). Не читал это стихотворение.
Виктория Марьяновская Мыслитель (9814) На вопрос я попробую ответить сама..Мне кажется,что обращаясь к гениталиям,т.е.к тому,что прикрыто стыдливо,люди показывают прежде всего свою собственную тягу к запретному,стыдному,но достаточно желанному...:-)Пусть даже в такой убогой форме..Но под Асадовым я всё равно подпишусь.
ЛюдмилаГений (51870) 13 лет назад
Спасибо за стихотворение! Парень, наверное, просто так задал вопрос - это филологам работы непочатый
Relikt Platon Просветленный (24594) Стихотворение действительно отличное! Согласен! А вот "просто как" я задал вопрос ? Интересно было бы знать Ваше мнение
ЛюдмилаГений (51870) 13 лет назад
Дело в том, уважаемый Платон, что эта тема специальная: долгое время исследования советских филологов в библиотеках хранились под грифом "для служебного пользования". Почему люди апеллируют к разным частям тела, выражаясь нецензурной бранью? - Да потому что не задумываются об этом вообще! Просто матерятся и все! Некоторые употребляют матерные выражения для связки слов - это говорит о низкой духовной культуре и убожестве человека. Нецензурная брань не относится к литературному языку, считается, и об этом говорят ученые, что мат разрушает человека на атомном уровне, есть публикации о результатах опытов японских ученых - разрушается атом воды, если на банке с водой написано нецензурное выражение, как и в том случае, когда на банке с водой написано "Гитлер". Некоторое ученые говорят, что мат помогает снять напряжение - но это опять же временно (см. выше - разрушение на атомном уровне). И потом - матерные слова - это некрасиво! Каждый из нас, я уверена, про себя матерится - это в нашем об
Людмила Гений (51870) ществе принято так! Но это очень некрасиво! А вопрос, мне кажется Вы задали просто так. Вы хотите сказать, что исследуете этимологию матерных выражений?
Ольга Колистратова Гуру (3356) 13 лет назад
Функции употребления

Специалисты называют различные функции употребления обсценной лексики в речи:

* повышение эмоциональности речи;
* разрядка психологического напряжения;
* оскорбление, унижение адресата речи;
* демонстрация раскованности, независимости говорящего;
* демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
* демонстрация принадлежности говорящего к «своим» и т. п.
Relikt PlatonПросветленный (24594) 13 лет назад
Спасибо большое! Весьма познавательно и интересно, но ...Ответа на мое "ПОЧЕМУ?" тут нет пока ...
МИМИШЬ Просветленный (28205) 13 лет назад
Матом мы не ругаемся, мы на нем разговариваем!
А это все потому, что по другому люди не понимают. Вот был у меня случай. По весне приехал на дачу. В конце апреля верхний слой земли подтаял, а нижний еще -лед. Ну естественное дело-осталась колея, небольшая. Я взял лопату и грабли начал заравнивать дорогу, так вышел один Мудила (Иначе не назовешь) и начал мне читать лекцию на тему того, что я испортил дорогу, хотя видит, что я ее ровняю. И пока я его не спросил про знание географии, и получив утвердительный ответ я послал его в нужное место. Он все понял и ушел. А по хорошему он не понимал!
fhsjkjw yrgiuilkd Мыслитель (7821) 13 лет назад
Ну это целая наука, так просто и не ответить по поводу истории и этимологии.
А вот когда куда-то посылают, то имеется в виду место незнакомое посылаемому и потому не очень то и желаемое им. Но так как оно, это место очень важное в жизни любого человека, т. е. есть у любого, с рукой/ногой можно промахнуться, ну и они не так и важны.
А вот с точки зрения Фрейда (и не только) секс важен и полезен, и приятен, и т. д. Однако у нормальных людей не рассматривается секс с матерью (отцом) как обычное явление, но это же не потому что мы их, мать (отца) , презираем или унижаем до этого
Эль'Хаэрра Эльйэ'Ноойра Оракул (56475) 13 лет назад
Во времена Язычества все, что связано с сексом было священным, сакральным, и соответсвующие слова тоже. Они использовались жрецами в религиозных и магических ритуалах. А потом пришли христиане и объвили все, что для язычников было сакральным наоборот "нечистым" и "непристойным"... вот отсюда и фся хуйня)))
Relikt PlatonПросветленный (24594) 13 лет назад
Для меня ново ...Спасибо. Не интересовался этом предметно никогда раньше
votalif Мыслитель (6750) 13 лет назад
Оксана Кириченко вырвала кусочек из программы и не поняла сути
мат - это скудность языка
шаманы не все были мудрыми и умными и сверхграмматными
шаманы как и сегодня лохотронщики и мошенники хитрые наглые и пронырливые
используя яркие словечки влияют на человека слабой духовной опорой
мат - это негатив (именно это в передаче было сказано)
мат - это древность
мат - это скудность (повторюсь)
мат - это низменность
мат- это черствость
мат - это плохо
МariК Кuz Просветленный (40782) 13 лет назад
А есть ещё такое выражение как "поле брани". Выходили на бой с врагами и матерились. Психологически, наверное, помогало.
~Irenchyk~ Профи (570) 13 лет назад
навреное, мат - психологическая разрядка: вот выматеришься, и сразу на душе хорошо, тепло.... русские - вообще особенный народ...)))
Shadow Fox Гений (65528) 13 лет назад
В этиологии мат - богохульство, призвание темных демонических сил. А я-то раньше думала - все от зэков!
Алекс Вейсман Ученик (55) 4 года назад
На мой взгляд, главные матерные слова на буквы "Х" и "П" происходят с языков Мордвы, точнее с мокшанского и эрзянского, а именно от слов произносимых на разных диалектах, как ГУЙ -ЗМЕЙ или КУЙ -ЗМЕЙ и ПИЗА -Норка, Нора или Гнездо, Дупло! Логически получается всё правильно, Змей "стремится" в Норку или Гнездо! Да, невольно и связь есть определённая с тем же змеем-искусителем. Например, на мокшанском два гнезда или две норки звучит как "кафта ПИЗЫДА", где кафта- два или две. Матерное слово на букву "П" даже сейчас по звуку что-то среднее между ПИЗА -норка, гнездо и собственно женский орган между ног, звучащий как ПАДА. Кстати забавно, но пенис на языки мордвы переводится как ПАПА! Не говорю, что факт, но уж очень похоже на то, недавно например американскую комедию с названием "Старая добрая оргия" смотрел, так там голый парень разбегаясь в бассейн, кричал: "Расступитесь, человек со Змеем бежит !". Кстати, может и случайно, но сперматозоиды тоже змеевидной формы, маленькие змеи или змееныши с языков мордвы звучат как Куйнят или Гуйнят, а змееныш звучит как Куйня или Гуйня, невольно созвучно со словом Х-ня. Как напоминание, мордва из неславянских народов самый близкий территориально к столице России - Москве. https://www.youtube.com/watch?v=wWa_9BbDyiM ; https://www.youtube.com/watch?v=h1M4gcm-gt8 ; https://www.youtube.com/watch?v=aThjXtuSi3I ; https://www.youtube.com/watch?v=OhO1Btq9vnY ; https://www.youtube.com/watch?v=kpZSmee48xA ; https://www.youtube.com/watch?v=4FFEo8hhHo8 ; https://www.youtube.com/watch?v=UlGIpg_8Sh0