Инверсионный след образуется, как правило, в тропопаузе (переходном слое между тропосферой и стратосферой) и представляет собой сконденсировавшийся водяной пар, содержащийся в продуктах сгорания углеводородного топлива. Следы инверсии оказывают двойной эффект на климат - охлаждают атмосферу, отражая солнечные лучи, и нагревают, удерживая тепловое излучение от Земли. Ночью, из-за отсутствия солнечного света, нагревающий эффект усиливается, и потепление ускоряется.
На долю ночных полётов приходится лишь 25% всего воздушного трафика, однако они дают 60-80% нагревающего эффекта от инверсионных следов за год. Глобальному потеплению также больше способствуют зимние перелёты - на их долю приходится 22% годового трафика и 50% нагревающего эффекта.
Учёные из Имперского колледжа в Лондоне (Imperial College London) рассчитали, что инверсионные следы от самолётов заметно влияют на климат.
Эти тонкие образования сохраняются порой часами, действуя так же, как высотные перистые облака. Они "заманивают в ловушку" атмосферное тепло и способствуют парниковому эффекту.
Тысячи самолётов, находящиеся в воздухе одновременно, создают в сумме ощутимую завесу, способную влиять на климат планеты. Однако об этой стороне существования инверсионных следов ранее никто не задумывался.
Между тем, пассажирские и грузовые авиаперевозки на планете растут на 3-5% и 7% в год, соответственно.
Напомним, инверсионный след по природе похож на пар из чайника — он образуется, когда горячий (невидимый) водяной пар (это компонент выхлопа реактивного двигателя) смешивается с очень холодным и разреженным воздухом на большой высоте.
Компьютерное моделирование изменения в глобальном климате и влияния на него полётов авиалайнеров показало, что инверсионные следы представляют, пожалуй, даже большую опасность (в плане ускорения потепления) , чем непосредственно выброс самолётом загрязняющих веществ.
А так как инверсионный след наиболее интенсивно образуется на больших высотах, климатологи предлагают ограничить высоту полётов лайнеров до 9,4 тысячи метров летом и 7,3 тысячи метров зимой.
Правда, на меньших высотах у лайнеров будет выше расход топлива, но команда авторов исследования посчитала, что это будет менее разрушительным для климата, чем наличие инверсионных следов.
Климатологи призвали авиастроителей приложить все усилия для создания самолётов с высокой топливной эффективностью на такой высоте.
http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_37_aId_330114.html