Светланkа
Просветленный
(31617)
17 лет назад
Гоголь любил выражать заветные свои мысли в пословицах. Идея «Ревизора» , как мы знаем, сформулирована им в эпиграфе-пословице: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» . В сохранившихся главах второго тома «Мертвых душ» важное значение для понимания авторского замысла имеет пословица «Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит» . «Известно, — говорил Гоголь, — что если сумеешь замкнуть речь ловко прибранной пословицей, то сим объяснишь ее вдруг народу, как бы сама по себе ни была она свыше его понятия» .
Вводя пословицы в художественную ситуацию «Мертвых душ» , Гоголь творчески использует заключенный в них смысл. В десятой главе почтмейстер, сделав предположение, что Чичиков есть «не кто другой, как капитан Копейкин» , публично сознался, что совершенно справедлива поговорка: «Русский человек задним умом крепок» . «Коренной русской добродетелью» — задним, «спохватным» (3), покаянным умом в избытке наделены и другие персонажи поэмы, но прежде всего сам Павел Иванович Чичиков.
К этой поговорке у Гоголя было свое, особое отношение. Обычно она употребляется в значении «спохватился, да поздно» , и крепость задним умом расценивается как порок или недостаток. В Толковом словаре Владимира Даля находим: «Русак задом (задним умом) крепок» , «Умен, да задом» , «Задним умом догадлив» . В его же «Пословицах Русского народа» читаем: «Всяк умен: кто сперва, кто опосля» , «Задним умом дела не поправишь» , «Кабы мне тот разум наперед, что приходит опосля» . Но Гоголю было известно и другое толкование этой поговорки. Так, Снегирев усматривал в ней выражение свойственного русскому народу склада ума: "Что Русский и после ошибки может спохватиться и образумиться, о том говорит его же пословица: «Русский задним умом крепок» "(4); «Так в собственно Русских пословицах выражается свойственный народу склад ума, способ суждения, особенность воззрения <...> Коренную их основу составляет многовековой, наследственный опыт, этот задний ум, которым крепок Русский...» (