Изобретение солнечных часов – одно из самых остроумных древних изобретений.
Типичные садовые солнечные часы. Они показывают истинное солнечное время, которое отличается от поясного времени по-разному в различные сезоны года. «Гномон» – общее название для отбрасывающего тень индикатора, а «указатель» – это тот край гномона, по которому ведется отсчет. Для точного измерения времени угол между указателем и горизонтальным циферблатом должен быть равен географической широте места.
Однако беда в том, что на солнечных часах трудно различать маленькие промежутки времени и самое главное, что для их работы необходимо, чтобы светило солнце. В южных странах, где облака редко закрывают солнце, они могут принести пользу.
До недавнего времени кочевые племена, и особенно пастухи, пользовались солнечными часами.
Но что делать там, где небо почти всегда серое, часто покрыто тучами, где дни коротки и солнышко является редким гостем? Как тут воспользоваться солнечными часами?
На одних старинных солнечных часах было написано: "Я отмечаю только светлые часы". Очень хорошие слова: ведь и люди лучше всего сохраняют воспоминания о редких счастливых минутах в своей жизни и охотно забывают тяжелые времена. Но, к сожалению, и эти часы необходимо считать, хотя порой их оказывается гораздо больше, чем светлых.
И люди вскоре увидели, что необходимо найти способ измерять время и в тех случаях, когда солнце отсутствует, и от солнца обратились к земле. Они стали использовать силу притяжения земли и создали водяные и песочные часы.
Египетские водяные часы
Песочные часы
Солнечные часы в XVII–XVIII вв. часто устанавливались на общественных и частных зданиях, соборах и монастырях. В Москве их можно увидеть в Новодевичьем монастыре, на здании бывшей Синодальной типографии на Никольской улице, в некоторых подмосковных селах. Есть они и в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Самые большие солнечные часы были построены в конце 20-х годов ХХ в. в городе Дронтгейме в Дании. Они расположены на рыночной площади, и статуя, стоящая в центре, отбрасывает тень на металлические пластины, вделанные в мостовую.