Белый ангел смерти - так образно называют аргентинского дога за его белоснежную шерсть, грациозность и непобедимость. Эта порода - национальная гордость Аргентины. По мнению ведущих кинологов мира, она являет собой уникальное сочетание сторожевых и охотничьих качеств. На родине поголовье этих собак достигает трех тысяч. Престиж породы очень высок: аргентинцы гордятся ею так же, как, скажем, немцы доберманом, а мы - русской псовой борзой. К племенному разведению аргентинские доги допускаются только после проверки по тестам "Пума" и "Дикая свинья", причем условия проверки максимально приближены к настоящей охоте.
В отличие от многих других пород историю аргентинских догов нельзя начинать фразой: "Ее истоки уходят в глубину веков... ". Напротив - это одна из немногих пород, созданных человеком осознанно в начале нашего столетия. Ее "отцы" - братья Мартинесы. Автор замысла - аргентинский врач и увлеченный охотник Антонио Мартинес, а Августин передал всю бесценную информацию о создании дога. В 20-х годах ХХ столетия два юноши, братья Мартинесы, задумались над тем, что ни одна из пород, ввезенных в Аргентину из Европы, не может справиться со своими обязанностями. Собаки не переносят резко континентального климата страны, гибнут в болотах. Ни одну из пород нельзя использовать как сторожевую и охотничью одновременно. А тем временем двухсоткилограммовые кабаны уничтожали посевы, пумы таскали домашний скот, изолированные фазенды становились легкой добычей двуногих и четвероногих хищников. Так возникла потребность в местной охотничьей породе, которая отвечала бы всем требованиям, предъявляемым к ней: выносливостью, прекрасным чутьем, преданностью и смелостью, являлась бы не только непревзойденным охотником, но и надежным сторожем, телохранителем. В 1925 году началась долгая и кропотливая работа по выведению такой собаки. Предки современных аргентинцев именовались кордовскими догами, по названию города Кордова, расположенного в центральной части Аргентины. Кордовский дог имел мощное телосложение, обладал хорошей хваткой, высоким порогом восприятия боли, был неустрашим в бою. Для того чтобы видеть собаку во время охоты в непроходимых джунглях, культивировался белый окрас. Однако при всех своих достоинствах эти собаки, как правило, уступали европейским охотничьим по остроте чутья и ловкости.
За основу выведения новой породы были взяты "сдиральщики шкуры" - метисы испанских мастифов с боксерами и бультерьерами. Использовали их только для собачьих боев, так как они были агрессивны с сородичами, имели высокий порог болевой чувствительности, плохо подчинялись человеку, так что не подходили для использования в охоте и охране.
Пойнтер был выбран для передачи прекрасного обоняния и хорошего характера. Трех ирландских волкодавов использовали для увеличения роста "сдиральщиков", выносливости и скорости бега. Белый окрас, позволяющий хорошо видеть собаку даже ночью, достался от белого английского бульдога и белого испанского мастифа. Бульдог придал породе мощные челюсти и упорство в боях. Бордоский дог способствовал увеличению головы, придал ей импозантный вид.
Вот так очень кратко можно рассказать о выведении аргентинского дога. Но эта серьезная работа продолжалась несколько десятилетий. Новая порода была признана Международной кинологической федерацией только в 1973 году.