Галина Котлярова
Мыслитель
(5879)
15 лет назад
Народный культ апостола Андрея известен всем славянам, но по характеру обрядности выделяются две самостоятельные традиции: почитание Андрея как покровителя брака, олицетворения мужского начала (в соответствии с греческой этимологией его имени «Андрос» , т. е. мужчина) , и как повелителя диких зверей (медведей и волков) . В первой традиции определяющими оказываются матримониальные мотивы (приметы и гадания, связанные с замужеством) , наиболее заметно выраженные в обычаях славян-католиков и униатов. Во второй традиции, наиболее типичной для южных славян, актуальны ритуалы, направленные на защиту от волков и медведей.
У западных и восточных славян в народном культе святых Андрей. почитался как олицетворение мужского начала и покровитель брака, поэтому Андреев день считался удачным временем для гаданий о замужестве. Андреевские гадания в целом сходны со святочными: в ожидании вещего сна девушки ставили под кровать миску с водой, 'подкладывали под подушку щепотку кутьи (или зеркало, пояс, мужскую шапку, щепку, взятую со двора своего избранника, и т. п.) ; выбегали во двор, обхватывали колья забора (или приносили в дом охапку дров) и считали их: парный счет предвещал замужество; трясли забор или дерево и по доносившимся звукам пытались угадать будущее; срезали ветки фруктовых деревьев и ставили их в воду: распустившаяся к Рождеству ветка сулила вступление в брак. У белорусов и украинцев девушки «сеяли» семена льна или конопли в доме (под столом или у порога, вокруг кровати) , либо выскакивали в одной сорочке во двор и сыпали зерна вокруг хаты или под окнами, у колодца и при этом приговаривали: «Андрею, Андрею, я на тебя конопли сею, дай мне знати, с кем буду сбирати» (варианты: «свадьбу играти» , «под венцом стояти») . Разбросанные семена «боронили» фартуком, юбкой, мужскими штанами и затем уходили спать, ожидая вещего сна.