Венецианские или брюссельские кружева
Венецианские или брюссельские кружева путешественники всегда старались привезти домой хотя бы небольшой кусочек, чтобы порадовать любимую женщину. Спрос на кружева из Италии особенно вырос в средние века, когда плетеные элементы стали фактически постоянно присутствовать в парадной светской и церковной одежде и предметах интерьера. Началом кружевной эры стал XVI век, а с XVII кружево плетут уже во всех странах Европы, потому что везти его из Венеции все-таки дороговато. .
для средневековых венецианских кружев эскизы делали уже настоящие художники.
Изысканный плетеный текстиль ручной работы всегда был недешевым удовольствием: он ценился так же, как золото и драгоценности. Испанский король Филипп III (известный исторический факт) боролся с непомерным тяготением знати к удовольствиям на уровне государства: в 1623 году он издал специальный указ, запрещающий носить кружева. Указ какое-то время действительно сдерживал неуемные траты аристократов на изящные ажурные вещицы, но впоследствии кружево одержало победу над королем.
Русские кружева в Европе никогда не были известны так широко, как итальянские или голландские. Плетеное на коклюшках вологодское кружево появилось намного раньше, чем его европейские собратья, и настоящие знатоки всегда очень высоко ценили его. В центральной России были мастерицы, плетущие кружева из золотых и серебряных нитей, существовали целые монастырские школы.
Есть документальные свидетельства XIII века, например, Ипатьевская летопись, в которой описывается одежда одного из русских князей, обшитая «круживы златыми» . Получается, что русские кружева древнее европейских как минимум на три столетия. .