Металлы, подобно людям, могут стареть, уставать, болеть.
Оловянная чума, по-видимому, самый старый и самый известный пример болезни металла.
Всем нам с детства знакома сказка Андерсена о стойком оловянном солдатике.
Мы слышали рассказы, похожие на быль о „болезни“ этого элемента.
Во время бегства французов из Москвы зимой 1812 г. штаны буквально падали с завоевателей по той причине, что оловянные пуговицы на морозе рассыпались в прах и штанам просто не на чем было держаться.
Оловянные органные трубы в одну из зим неожиданно разрушились, между тем как прежние, даже более морозные, зимы они благополучно пережили.
У военных интендантов в 1868г. вместо оловянных чайников в складах была обнаружена серая пыль. Подобное наблюдалось и на таможне: бруски олова рассыпались в порошок.
На Нерчинских рудниках за несколько морозных дней рассыпались все оловянные ложки и миски.
Еще один пример. Английская полярная экспедиция во главе с Робертом Скоттом 18 января 1912 г. достигла Южного полюса.
Но оказалось, что за 33 дня до них там побывал Руаль Амундсен на собачьих упряжках.
Героическая команда Скотта, тащившая сани на себе, погибла, не дойдя совсем немного до своих баз.
И одна из причин гибели экспедиции — „оловянная чума“. Баки с запасами продовольствия и с горючим, запаянные оловом, из-за разрушения спаев потекли, и гибели экспедиции от голода и холода посодействовала „болезнь“ олова.
Сущность «оловянной чумы» заключается в изменении кристаллической структуры металла при низких температурах.
Это инфекционная болезнь –соприкосновение переохлажденных, но здоровых брусков олова с пораженными, приводит к «заражению» .
Сначала появляются «бородавки» , при t + 13,2 С начинается превращение белого олова в серое, а быстро процесс идет при t ниже – 39 С.
Еще одна болезнь металла – медная оспа. На поверхности слитков появляются темные оспины. Это происходит, когда технология производства металла нарушена.
Если во избежание медной оспы медь плавить в восстановительной водородносодержащей атмосфере, то может обнаружиться болезнь – медная водянка. Металлурги называют это явление водородной болезнью. Профилактика против нее – безводородная восстановительная атмосфера.
Водородную болезнь меди можно назвать и водной, а вот стали бывает свойственна именно водородная хрупкость. Во избежание ее стальные детали покрывают другими металлами. Лучшее лекарство в этом – золото.
Однако и в массе амальгируемого золота иногда попадаются частицы, покрытые пленкой посторонних оксилов.
Если серебро плавили на воздухе, то при затвердении образуются окислые наросты, которые начинают бурно разбрызгиваться от прикосновения - так называемое «плюющееся серебро» .
Коррозия цинка похожа на стригущий лишай. В помещениях цинк корродирует быстрее, т. к. продукты коррозии не смываются дождями. Отложения «белой ржавчины» впитывают влагу и на поверхности разрастаются светлые пятна.
Интересно, что мягкая вода, содержащая меньше солей жидкости, вызывает более сильную коррозию, а жесткая образует довольно прочное защитное покрытие.