Мюнхен (Бавария, Германия)
ФОТОВесьма живуч стереотип - великие художники всю жизнь ведут бедственное существование, а признание приходит к ним только после смерти. Правдивость этого утверждения подтверждается множеством примеров.
Чего можно ожидать от биографии живописца, которая начинается со слов: Франц родился в 1836 году в семье мельника...?Однако именно так начался жизненный путь немецкого художника Франца фон Ленбаха, ставшего в конце XIX века центральной фигурой в культурной жизни Мюнхена. Он был принят в высших кругах общества и даже получил дворянский титул. Его талант портретиста пользовался огромным спросом и сделал художника богатым.
Чтобы подчеркнуть свое высокое положение, Франц фон Ленбах решил построить виллу в тосканском стиле, которая должна была служить художнику домом, мастерской и музеем одновременно. Я задумал построить дворец, который затмит все уже существующее; могущественные центры великого европейского искусства должны там быть объединены с настоящим, писал он в 1885 году. Вилла, построенная в 1887-1891 годах по проекту Ленбаха и модного архитектора Габриэля фон Зайделя, объединила в себе итальянскую архитектуру XVI-XVII веков и черты мюнхенской архитектуры XVII-XVIII столетий. Здание поражает разнообразием архитектурных деталей: лестниц, колонн, лоджий, изогнутых арок, изысканными рельефами на стенах и потолках. Внутренний сад с фонтанами дополнил архитектурный ансамбль виллы. Все это соответствовало представлениям Ленбаха о том, каким должен быть дом князя, в котором не стыдно принять самых знатных гостей. И ожидания оправдались: в 1892 году с балкона виллы приветствовал жителей Мюнхена сам Бисмарк.
В 1929 году, через 25 лет после смерти художника, Ленбаххаус открыл двери для посетителей, объединив под своей крышей Городскую картинную галерею и дом-музей Ленбаха. Основой для создания экспозиции послужила большая часть семейной коллекции Франца фон Ленбаха, подаренная городу вдовой художника.
Многочисленные пейзажи, жанровые сценки, портреты работы Вильгельма Георга фон Диллиса (1759-1841), Вильгельма фон Кобеля (1766-1853), Карла Роттманна (1797-1850) и Карла Шпицвега (1808-1885) выставлены в северном флигеле виллы. В другом зале собраны картины и скульптуры самого Франца фон Ленбаха, а также Вильгельма Лейбля (1844-1900) и принадлежавших к мюнхенскому Сецессиону Ловиса Коринта (1858-1952) и Макса Слево (1868-1932), в которых отразились импрессионистические тенденции развития немецкого искусства
Благодаря уникальному собранию произведений и документальных свидетельств участников объединения галерея Ленбаххаус получила мировую известность. Произошло это в феврале 1957 года, когда немецкая художница, подруга Кандинского Габриэла Мюнтер (1877-1962) в день, когда ей исполнилось 80 лет, передала в дар музею всю художественную коллекцию группы "Синий всадник". Более 90 живописных работ и 330 акварелей и рисунков, множест-во эскизных альбомов Василия Кандинского, а также картины и графика самой Мюнтер и других художников "Синего всадника" перешли в фонды музея. Это в корне изменило представления руководства Городской галереи Ленбаххаус о ее будущем. Был взят курс на пополнение коллекции работами авторов "Синего всадника" и произведениями современного авангарда.
В 1970-х годах Ленбаххаус начал активно выставлять художников, творчество которых было предметом острых дискуссий в обществе. В первом зале экспозиции современного искусства посетителей встречает сам Владимир Ильич Ленин. Два портрета вождя, один на черном фоне, другой на красном, созданные в 1986 году по газетной фотографии, - одни из последних серийных произведений Энди Уорхола (1930-1987). Целый зал музея занимает инсталляция Йозефа Бойса (1921-1986) .