ГАЛИНА
Высший разум
(2425155)
5 лет назад
Поведение обоих героев в отношении княжны Мери не вызывает
особой симпатии.
Находясь Пятигорске, юнкер Грушницкий влюбляется в княжну Мери.
Однако княжна Мери не отвечает ему взаимностью -
она влюблена в Печорина.
Грушницкий ревнует и злится на княжну Мери за то, что та дала
ему ложные надежды.
Но в чувстве его к княжне нет фальши, хотя, может быть,
он несколько преувеличивает его.
Печорин же, забавляется с Мери. Ему доставляет удовольствие
эта игра, как доставляет удовольствие и наблюдение за развитием
отношений Грушницкого и княжны.
Княжна видит настойчивость Печорина - и, естественно, делает
вывод, что он ее полюбил. Она слышит его странные речи,
понимает, что перед ней человек необыкновенный; она полюбила
его, она готова на самопожертвование, на пренебрежение
всеми законами общества: готова первая сказать о своей любви -
первая! значит, она надеется, верит, что вслед за ней и он скажет…
А он молчит. И, наконец, она добивается от него единственного
слова: "Зачем? "
Но не понимает она Печорина, не его любит, а модного героя.
Она влюбляется в него так же, как едва не влюбилась в Грушницкого, -
в этих столь разных людях она-то видит одно и то же:
маска разочарованности Грушницкого для нее не отличается
от трагедии разочарования Печорина.
Если бы Печорин не приехал на воды, она преблагополучно
влюбилась бы в Грушницкого и, сломив сопротивление маменьки,
вышла бы за него замуж, была бы с ним счастлива.
Может быть, она и обрела бы свое счастье, не появись на
водах Печорин: целую жизнь прожила бы, сохраняя иллюзию,
что ее избранник Грушницкий - "существо особенное", что она
своей любовью спасла его от несчастий и одиночества.
В том-то и состоит вся сложность человеческих отношений,
что даже в любви - в самой большой близости душевной,
какая может быть, люди не до конца понимают друг друга -
нужны иллюзии, чтобы сохранить уверенность и спокойствие.
С Грушницким у Мери могла бы сохраниться иллюзия своей
необходимости любимому человеку, а ему хватило бы для счастья
преданности и любви княжны Мери, тихого домашнего очага:
"под старость они делаются. ..мирными помещиками"…
Но явился Печорин...
Другая девушка, может быть, и не заметила бы разницы между
ним и Грушницким.
У Мери достало ума и душевной тонкости, чтобы понять его.
Но, поняв, что Печорин - настоящий, а Грушницкий - подделка,
она стремится одарить Печорина тем счастьем, которым
удовольствовался бы Грушницкий.
Печорину не нужен покой, не нужны тихие радости, не нужен
целый мир, заключенный в одной женской любви, не нужна Мери.
Он должен был оставить Мери в покое, не вмешиваться, не
танцевать с ней на бале, не добиваться приглашения в ее дом,
не дразнить Грушницкого… Но он не может не вмешиваться!
Он не умеет жалеть, не хочет щадить; на том основании,
что ему плохо, он обрекает на страдания всех вокруг.
В конце концов Грушницкий решает отомстить княжне.
Обиженный Грушницкий распускает сплетни о том, что Печорин
по ночам тайно посещает княжну Мери:
"...видим мы, сходит кто‑то с балкона… Какова княжна? а?
Подобные сплетни во времена Лермонтова могли испортить
репутацию девушки навсегда.
Узнав об этих сплетнях, Печорин вызывает Грушницкого
на дуэль, чтобы защитить честь княжны.
vika gaidarji
Знаток
(303)
10 лет назад
Встречаются оба героя как старые приятели. В душе они не питают особенно теплых чувств друг к другу. Слишком много у каждого из них именно тех черт характера, которые неприемлемы для другого.
Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры) . При этом он видит Грушницкого насквозь и смеется над ним. А тот, в свою очередь, слишком экзальтирован, восторжен и многословен. Он больше говорит, чем делает, и слишком романтизирует людей (в первую очередь — себя самого) . Тем не менее эта непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много времени вместе.
Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. С этого момента между ними пролегла тоненькая трещина, которая в конце концов превратилась в пропасть. Грушницкий — провинциальный романтик — не на шутку увлекается княжной. Вечный же враг Печорина — скука — заставляет его приводить княжну в бешенство различными мелкими выходками. Все это делается без тени неприязни, а исключительно из желания развлечь себя.
Поведение обоих героев в отношении княжны Мери не вызывает особой симпатии. Грушницкий — пустозвон, он любит красивые слова и жесты. Ему хочется, чтобы жизнь напоминала сентиментальный роман. Именно поэтому он приписывает другим те чувства, которые ему хотелось бы, чтобы они испытывали. Он видит жизнь в какой-то туманной дымке, в романтическом ореоле. Но в чувстве его к княжне нет фальши, хотя, может быть, он несколько преувеличивает его.
С другой стороны, Печорин — человек здравомыслящий, изучивший женщин, к тому же циник. Он забавляется с Мери. Ему доставляет удовольствие эта игра, как доставляет удовольствие и наблюдение за развитием отношений Грушницкого и княжны. Печорин, в отличие от Грушницкого, прекрасно предвидит дальнейшее развитие событий. Он молод, но успел разочароваться в людях и в жизни в целом. Флирт неинтересен ему, ибо ведет к заранее известному результату. Обольстить княжну Мери для него не составляло труда, стоило только казаться непонятным и таинственным и быть дерзким.
Печорин ведет двойную игру. Он возобновил свои отношения с Верой. Эта женщина, несомненно, сильнее и жестче, чем княжна Мери. Но любовь к Печорину сломала и ее. Она готова растоптать свою гордость, репутацию. Она знает, что их отношения несут только боль и разочарование. И все равно стремится к нему, потому что иначе не может. Вера способна на куда более сильные чувства, чем Мери. Ее любовь сильнее, а горе безнадежнее. Она саморазрушается ради любви и не жалеет об этом.
Грушницкий никогда не будет вызывать таких чувств. Он слишком мягкотел и не обладает яркими чертами характера. Он не смог заставить Мери полюбить себя. Ему не хватает напористости и самоиронии. Его напыщенные речи могут произвести только первоначальное впечатление. Но речи начинают повторяться и становятся в конце концов невыносимы.