Stanislawa
Просветленный
(46976)
9 лет назад
Поэтическая речь обладает особой спецификой, существенно отличающей ее от других типов речи, определяющей ее основные качества. Поэтическая речь - функциональная реализация языка искусства - поэтического языка, и это функциональное предназначение делает ее особой сложной системой, включающей в себя все языковые уровни и внеязыковые возможности. Адекватное изучение поэтической речи невозможно как вне общей лингвистической теории поэтического языка, так и вне тех фактов, которыми располагает поэтика.
Поэтические произведения невозможно интерпретировать однозначно, в них обязательно присутствует «скрытый», «затаенный» смысл, «просвечивающийся» за словесной тканью. Этот смысл невозможно передать другим способом, так как разрушится та единственная форма, которая этот смысл и передает.
Стихотворная речь имеет вытекающие из природы стиха отличительные признаки, среди которых важнейшими являются ритм, рифма, строфичность. Кроме того, специфической формой ее делает способность поэтического текста не только осуществлять передачу и хранение информации, но наряду с коммуникативной функцией осуществлять эмоционально-эстетическую функцию языка. Когда для передачи содержания привлекаются помимо слов элементы музыкально-ритмические - как это делается в поэзии, -возникает явление совершенно новое по возможностям и степени воздействия, приобретаемым за счет соединения выразительных средств. Поэтический текст благодаря своим эмоционально-эстетическим возможностям способен передавать большее образное содержание, чем текст со стольким же количеством знаков, изложенный в прозе. Выражение чувств в поэзии - не просто сопутствующий момент, но основной и определяющий для этого вида искусства. Поэзия не столько средство изображения, сколько средство выражения. Функционально-прагматические особенности поэтической стилистики нашли свое отражение в работах Р. О. Якобсона: «Эпическая поэзия, сосредоточенная на третьем лице, в большей степени опирается на коммуникативную функцию языка; лирическая поэзия, направленная на первое лицо, тесно связана с экспрессивной функцией; «поэзия второго лица» пропитана апеллятивной функцией, она либо умоляет, либо поучает, - в зависимости от того, кто кому подчинен - первое лицо второму или наоборот. Язык в поэтическом произведении не только средство, но и цель творчества, это цельная система, отражающая внутренний мир художника. «Самые неуловимые порывы души человека, самые тонкие стороны его чувств, самые интимные его переживания могут быть раскрыты в соответствующих словесных образах, в системе поэтических выражений, в ходе движения поэтического смысла» . Выражение чувств в поэзии не просто сопутствующий момент, это определяющее качество для данного вида словесного искусства. Поэтому поэзия не столько средство изображения (как, например, проза), сколько средство выражения. И выражает языком поэзии человек часто самого себя. Апеллируя к мыслям и чувствам других людей, поэтический язык, наряду с логическим элементом, содержит и элемент аффективный.