Берлин
Проект американского архитектора Питера Айзенмена.
На площади в 19 тысяч квадратных метров возведено около 2700 бетонных стел шириной в 2,30 и толщиной в 0,95 метра, высотой от 0,5 до 5 метров.
На площади в 19 тысяч квадратных метров, сопоставимой с двумя футбольными полями, в шахматном порядке установлены 2711 бетонных "домино" различной высоты - от 0,2 до 4,7 метров. Человек, желающий осмотреть мемориал, окажется в каменном лабиринте, выход из которого нужно найти самостоятельно.
Эффект потерянности - часть авторской концепции создателя мемориала, американского архитектора Питера Айзенмена. Споры о том, где, кем и как должен быть построен памятник европейским евреям, продолжались почти десять лет, пока немецкий бундестаг не принял окончательное решение в 1999 году. Строительство мемориала началось осенью 2001 и продолжалось почти три года. Питер Айзенмен известен как изобретатель собственного "эзотерического" стиля, примыкающего к деконструктивизму. "Бессмысленность и безутешность не могут быть выражены средствами классической архитектуры", - сказал мастер на торжественном открытии мемориала, объясняя свою творческую позицию.
По замыслу архитектора, вся композиция должна производить впечатление волнующегося поля колосьев. Автору этих строк пришлось взглянуть на мемориал с верхних этажей гостиницы "Адлон", примыкающей к "каменному полю" со стороны Бранденбургских ворот. Ощущение было такое, что перед вами колышутся не колосья, а вздымается сама земля. a
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]. Недаром архитектуру Айзенмена называют "суггестивной".
Измерить трагедию нельзя ничем! Можно только помнить и нужно!!! В Израиле музее Яд ва Шем есть зал памяти В центре Зала памяти горит вечный огонь в память всех погибших в концентрационных лагерях. На плитах пола высечены названия 22 крупнейших нацистских концлагерей смерти и мест массовых расстрелов.
В Зале памяти проходят церемонии, посвященные памяти мучеников и героев Катастрофы; здесь же читается поминальный кадиш.
«И прочтем мы кадиш не только по мертвым, но и по живым, которые забыли своих мертвых. И пусть будет эта молитва не просто молитвой, не просто жалобой небесам – пусть это будет крик протеста, крик отчаяния, пусть он прозвучит как вызов. Но самое главное – пусть это будет выражение нашей памяти. Потому что именно об этом молили жертвы: чтобы их помнили, чтобы их не забывали. Как убийцы стремились уничтожить самую память о евреях, с той же страстностью умирающие герои и сражающиеся мученики всеми силами стремились сохранить ее. Забыть их или предать их память – это все равно, что совершить повторное убийство. Давайте все вместе прочтем кадиш – и тем самым спасем их от посмертного предательства» . ( Эли Визель )Критики проекта Айзенмена любят употреблять слова "монструозность", "гигантомания" и "анонимность". Глава еврейской общины Германии Пауль Шпигель, выступая на открытии мемориала, сказал, что на его взгляд, памятник в полной мере отражает трагедию еврейского народа, однако никак не отражает проблематику вины тех, кто ее допустил: "Остается непонятным, как культурный западный народ, живущий в центре Европы, смог допустить организацию систематического уничтожения целого народа! Чисто эстетически эта тема совершенно не решена".