Что такое "Бог"? Многим кажется это чем-то очевидно несомненным и понятным. В самом же деле — совсем наоборот. И древними отцами, и новой философией нашего времени установлено, что никакие "определения" Бога решительно не дают положительного представления о Нем нашему уму; они больше говорят о том или отрицают то, что не должно мыслить о Боге, дабы не впасть в ложное понятие о Нем или в ересь. Потому такому богословию присвоено наименование "отреченного", или отрицательного. Например: "Бог есть Дух" — вот первое определение Его. Что это значит? Что такое "Дух"? Понимаем ли мы? — Ни в малейшей степени (если не будет это открыто иным путем). Однако это определение имеет свой смысл, поскольку оно этим отрицает в Боге всякую материальность: Бог не есть материя. Он не причастен ни в малой степени материальному. Или: Сын Божий "рождается от Отца". Что-нибудь понятно? Абсолютно нет. Дух Святой "исходит" от Отца? — Понятно? И чем это отличается от "рождается"? — Не знаем! Как Бог Един и Троичен? — Непостижимо... Но я остановлюсь на одном первичном "понятии" "Бог". Понимаем ли мы ясно, внутренне, опытно хоть что-нибудь в Нем? Нет! И совершенно прав св. Иоанн Дамаскин, когда утверждает, что Бог не только выше всякого бытия, но и всякого понимания. Это очевидно и нашему уму. А раньше св. Дамаскина то же зрели и другие отцы. Между прочим, доселе сохранились речи некоторых последователей еретика Нестория, потом обратившихся к Православной Церкви, которые заявляли следующее (о воплощении Христа и отношении в Нем Божеского и человеческого естества): То, что это есть, принимаем. А как? — этого не постигаем. Совершенно то же самое, и еще прежде, должно утверждать и вообще о Боге: Он есть — принимаем. А что Он есть — не постигаем. Скажу прямее и точнее: принятие или вера в Бога заранее обрекает нас или предполагает, что мы должны отказаться от всяких умственных требований от Него. Бог — превыше всякого ума. Ум, приняв Его, поставил над собою крест: здесь уму конец! В Боге все возможно! И ни о чем ум не может уже сказать: это — "немыслимо". Сам Бог, весь, всецело, — "не-домыслим". Таким образом, приняв веру в Бога вообще, мы заранее допустили все "самое невозможное" для нас — возможным в Нем; всякие тайны, все непостижимое. Понятно ли это читателю? Мне просто очевидно! А теперь сделаем вывод отсюда. Если я отрекся совсем от ума, то почему именно показался бы мне "более" или "менее" непостижимым какой-либо отдельный догмат? Почему вера в Бога будто бы более приемлема, чем вера в Троицу? Ничуть! Если я ничего не постигаю в Боге, то не смею отрицать ни единичности Его, ни двоичности, ни Троичности. Я уж заранее согласился на всякую возможность невозможного в Нем. Следовательно, сюда включается все последующее: и Троичность, и Рождаемость Сына, и Исхождение Духа. Все это — как и прочие тайны о Боге — заранее включено в общую несомненную истину о непостижимости Бога вообще. И только поверхностному уму кажется далее резким противопоставлением: 1 и 3 — Единство Бога при Троичности Лиц. А последовательный ум заранее допускает все и не может отрицать ничего о Боге, ибо отрекся от себя с самого начала веры. Веровать же человеку во что бы то ни было ум нисколько не препятствует — как мы выясняем все время. Если же уж поверили мы, то заранее необходимо допускать все самые непостижимые из непостижимых догматов. Другой вопрос: почему же я верую? Но это уж — иное дело! Только одно утверждаю: ум не препятствует чудесам и тайнам, — а даже требует их от "иного", "другого", "того", "сверхъестественного", "небесного" мира. Это совершенно логично!
http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedchenkov/o-vere-neverii-i-somnenii/2#sel=353:1,353:3
1. Первый постулат научного мировоззрения, которое мы назовем Новой парадигмой мировоззрения: Мир один, целостен, логичен.
2. Это означает, что вне Мира мы можем обнаружить только тот же Мир.
3. Это означает, что все мы есть неотъемлемые части Мира, вместе со своим феноменом сознания, который обязан быть квантовым, а не просто механической системой. Современная наука находится в процессе доказательства этого факта.
4. Откуда немедленно следует факт поразительной эффективности математики в естественных науках. Потому что Мир логичен, а все мы его неотъемлемые части.
5. Откуда немедленно следует критерий истины: все факты складываются в целостную картину Мира. Но отдельная короткая выборка фактов может быть манипуляцией, поэтому подчеркиваю еще раз: абсолютно все факты от минус бесконечности до плюс бесконечности в пространстве и времени. То есть, короткая выборка фактов может оказаться так же истиной, если мы можем неограниченно ее расширять любыми другими фактами.
6. Определение веры: Вера есть яркая визуализация достижимой цели, иначе это просто фантазия.
7. Определение феномена сознания: Сознание есть устойчивое, объемное, целостное, внутренне-непротиворечивое построение модели целостного единственного Мира, неотъемлемой частью которого ты и являешься.
8. Вечность есть интервал времени, который содержит в себе любой интервал времени.
9. Мир существует вечно, потому что каждая его структура, начиная с самых элементарных, изоморофна некоторой математической модели. Любая математическая модель вечна, как 2*2=4.
10. Например, все свободные электроны абсолютно одинаковы, как числа одного значения (2=2=2=2 или 5=5=5=5) Смотри Принцип тождественности одинаковых частиц в Квантовой механике.
11. Простая, но необходимая нам информация в 1 бит: Любая планетарно-звездная цивилизация либо погибнет-0, либо будет существовать вечно-1. Мир существует вечно — разум всему может научиться у Мира, в силу его логичности.
12. Таким образом, все цивилизации разбиваются на два класса. Одни погибнут, а другие будут существовать и развиваться гармонично и вечно.
13. Определение понятия добра: Поступок есть добро, если увеличивает шансы цивилизации на вечное, бесконечное и гармоничное развитие. В погибшей цивилизации, очевидно, точного понятия добра не существовало, иначе почему она погибла?
14. Погибшим цивилизациям в соответствие поставим отрезок в бесконечном пространстве-времени, а вечным цивилизациям поставим в соответствие луч или прямую. Лучи и прямые создадут связную сетку, Паутину — Самую сложную сущность Мира. Более сложная сущность Мира окажется частью нашей уже построенной модели.
15. Определение Бога: Самое простое определение бога — Бог есть самая сложная сущность Мира.
16. Более полное определение Бога: Бог есть Предел развития всех живых цивилизаций в Мире — Самая сложная сущность Мира — Идеальная разумная осознающая сущность, которая обладает мировоззрением, основы которого изложены в этих 16-ти пунктах.
Земная цивилизация должна существовать неограниченно долго, чтобы подтвердить или опровергнуть изложенную теорию, см. п. №11.