1.Почему Мёртвые души... называют поэмой? 2.Что символизирует образ дороги в Мёртвых душах?
Мотив дороги в поэме очень многранен.
Образ дороги воплощается в прямом, непереносном
значении-это то ровная дорога, по которой мягко
едет рессорная бричка Чичикова
("Лошадки расшевелились и понесли, как пух,
легонькую бричку"), то ухабистые проселки,
а то и непролазная грязь, в которой вываливается
Чичиков, добираясь к Коробочке:
"Лежавшая на дороге пыль быстро замесилась
в грязь, и лошадям ежеминутно становилось
тяжелее тащить бричку".
Дорога сулит путешественнику самые разные
неожиданности: направляясь к Собакевичу, Чичиков
оказывается у Коробочки, а перед кучером Селифаном
"дороги расползались во все стороны, как
пойманные раки… "
Совершенно иной смысл получает этот мотив в
лирическом отступлении 11 главы:
дорога с несущейся бричкой превращается в путь,
по которому летит Русь, "и, косясь, постораниваются
и дают ей дорогу другие народы и государства".
В этом мотиве неведомые пути русского
национального развития: "Русь, куда ж несешься ты,
дай ответ? Не дает ответа"
"Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые,
заносящие далеко в сторону дороги избирало
человечество… ".
Но нельзя сказать, что это те самые дороги,
на которых заблудился Чичиков: те дороги ведут к
русским людям, может и в захолустье, может и в дыру,
где нет моральных принципов,
но все же эти дороги составляют Русь,
Русь сама – и есть большая дорога,
ведущая человека в огромное пространство,
поглощающая человека, съедающая его всего.
Свернув с одной дороги, попадаешь на другую,
не можешь уследить за всеми путями Руси,
как не можешь собрать обратно в мешок
пойманных раков.
Символично то, что из захолустья Коробочки Чичикову
указывает дорогу неграмотная девчонка Пелагея,
не знающая, где право, где лево.
В образе дороги воплощен и житейский путь Чичикова
("но при всем том трудна была его дорога… "),
и творческий путь самого автора:
"И долго еще определено мне чудной властью
идти под руку с моими странными героями… "
Так же дорога является помощником Гоголю в
создании композиции поэмы, которая тогда
выглядит очень рационально:
экспозиция сюжета путешествия дана в первой
главе (Чичиков знакомится с чиновниками и помещиками),
далее следуют пять глав, в которых
Чичиков ездит из главы в главу на своей бричке,
скупая мёртвые души.
Дорога в сюжетной композиции поэмы является
стержнем, основной канвой.
Жизнь продолжается, пока тянется дорога.
Дорога Чичикова, прошедшая по разным углам
и закоулкам N-ской губернии, как бы подчёркивает
его суетный и ложный жизненный путь.
В то же время путь автора, который он совершает
вместе с Чичиковым, символизирует суровый
тернистый, но славный путь писателя,
проповедующего "любовь враждебным словом
отрицания".
Реальная дорога в "Мертвых душах", с её ухабами,
кочками, грязью, шлагбаумами, непочиненными
мостами, вырастает до символа "громадно несущейся жизни",
символа исторического пути России.
На страницах, завершающих 1-й том, вместо чичиковской
тройки возникает обобщенный образ птицы-тройки,
который затем сменяется образом несущейся,
"вдохновенной Богом" Руси.
На сей раз она на истинном пути, поэтому и
преобразился замызганный чичиковский экипаж
в птицу-тройку - символ свободной, обретшей
живую душу России.
Гоголь писал "Мертвые души " , как пародию на труд Жуковского " Одиссея " , тот перевел тогда Гомера с немецкого (греческого он не знал )... Это видимо вызвало такой хохот у Гоголя, что вдохновило его на ядовитую пародию ...
Отсюда и слово поэма, как у Гомера ...
Если кто-либо меня поправит, буду только рад, на своем мнении не настаиваю, все знать невозможно ...
скайп: elfi105
Почему Гоголь назвал "Мертвые души" поэмой? http://www.litra.ru/composition/get/coid/00103801348575551758/woid/00067301184773069574/
Тема дороги — одна из важнейших, ключевых в поэме «Мертвые души». Действие поэмы происходит в губернском городе и в поместьях, а дорога является связующим звеном в художественном пространстве.
Под дорогой мы понимаем и путь Чичикова, его продвижение к успешному завершению аферы.
Начинается поэма именно с дороги и брички, которая то «течет» по этой дороге, как кровь по венам, то скачет на ухабах, спотыкаясь о препятствия. Эти ухабы и являются первыми преградами на пути героя. Образ колеса, которое может доедет в Казань, а может и нет, придает поэме закольцованность, ведь дорогой и этим колесом начинается последняя глава и заканчиваются махинации Чичикова в уездном городе NN.
За образом дороги непременно следует образ движения, а значит и жизни. Для Гоголя душа, остающаяся без движения, морального роста, так и остается мертвой. Жизнь же никогда не стоит на месте, поэтому Чичиков то и дело передвигается в своей бричке с места на место, не желая терять драгоценного времени. Но это не придает ему жизни, потому что в моральном и духовном плане его рост остановился еще в детстве, о чем мы узнаем из одиннадцатой главы. Меняется только его комплекция, в зависимости от материального положения: когда скупо бережет каждую копейку, он похудел и позеленел, а когда дела идут хорошо, он «не слишком толст и не слишком тонок».
Символика «большой дороги», то есть настоящей жизни, встречается нам в эпизоде с Коробочкой, когда Чичиков от нее уезжает и спрашивает, как доехать до большой дороги. Коробочка, сама того не зная, сказала мудрые слова: «Рассказать-то мудрено, поворотов много». Образ поворота — неправильного пути, реализовался в предыдущей главе, когда Чичиков как раз и заехал по ошибке Селифана к Коробочке. Гоголь намекает читателю, что Чичиков сбился с пути и на большую дорогу вряд ли выйдет. Сам Гоголь же является проводником, который выведет читателя на верный путь.
С темой дороги перекликается и тема России, образ тройки. Кроме того, что в одиннадцатой главе в качестве лирического отступления мы видим своеобразный гимн дороге, завершает главу и всю сохранившуюся поэму размышление о пути России, ее направлении. Гоголь хотел понять цель ее движения и завершил поэму образом тройки, которую пытаются сдержать, но она все равно мчится вперед и оставляет все позади.
Благодаря образу городов, выглядящих издалека маленькими точками, мы понимаем: единственный положительный герой поэмы — автор, знающий истинный потенциал России и любящий ее всем сердцем, а эти города, символизирующие коррупцию, обман и лесть, собранные вместе, умаляются на фоне великого образа Руси.