Солярис
Гуру
(3609)
15 лет назад
Вы сказали не в бровь, а в глаз – сказали тогда, когда отметили именно две сверхзадачи и именно в первых трех главах книги Бытия.
Именно эти первые три главы выделяют как совершенно особые во всем кодексе ветхозаветных книг, потому что они повествуют не о человеческой истории как таковой (собственно история начинается с 4-й главы) , а - о праистории. Этой своей внеисторичностью эти главы объединяются вместе с прологом Евангелия от Иоанна (где говорится о бытии Бога Слова, Творца мира и истории) и Апокалипсисом (постисторией) . Первые три главы Бытия и Апокалипсис – есть альфа и омега Священного Писания, вместе они составляют единую философию истории и как бы обрамляют Евангелие, возвещенное Сыном Божиим, воплотившимся Богом Словом.
Таким образом, по своему характеру эти три главы Бытия являются не историческими, а догматическими, так как раскрывают нам о сущности человека и о цели его бытия. Это и есть те задачи, которые были поставлены перед первым человеком Адамом (Быт. гл. 1-2), но не были исполнены им (Быт. гл. 3), а исполнены вторым Адамом – Христом, воплотившимся Богом Словом, что получит свое полное осуществление в мире в конце истории, о чем написано уже в Апокалипсисе.
1) ПЕРВАЯ ЗАДАЧА. Человек есть образ и подобие Божие.
Святые отцы немного по-разному понимали образ и подобие, напишу одно суждение. Образ – есть некая конкретная заданность в человеке, подобие – есть потенциальная составляющая. Образ Божий означает, что человек есть: 1) личность, то есть способ нашего бытия личностный, как у Бога, 2) что человек обладает способностью отражать в себе Божественные совершенства и участвовать в Божественной жизни. Но человек призван еще к обожению (уподоблению) , то есть он должен сам стать богом, стать по благодати тем, чем Бог является по Своей природе.
Здесь интересно отметить следующее.
А) Быт. 1:26-27. «26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» . Воочию видим, что воля Бога содержит два элемента: образ и подобие, но при сотворении человека упоминается только образ, а о подобии ничего не говорится, так как это – задача уже самого человека, а не Бога.
Б) Быт. 2:7. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» . Многие святые отцы под этим дуновением понимали Божественную благодать (то есть Божественные энергии, относящиеся к природе Бога, через которые Бог присутствует в этом мире) . Таким образом, благодать укоренена в самом акте творения человека; через такое запечатление человеческой природы Богом человек усыновляется Ему. Благодатное состояние человека является для него единственно нормальным состоянием по самой его природе, а безблагодатное состояние - является ненормальным.
Иногда эта задача человека разделяется на две - на задачу человека по отношению к Богу и на задачу человека по отношению к самому себе, что включает в себя и познание Бога, и служение Ему, и соединение с Ним - но по своей сути эти две задачи есть одна.
2) ВТОРАЯ ЗАДАЧА.
Быт. 1:28. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» .
Человек – венец творения, так как он принадлежит не только к материальному миру, но и миру духовному. Он – личность и призван владычествовать над всем космосом. Но это владычество его заключается не просто в «эксплуатации» остального творения, но в приведении - через себя - и всего мира к обожению, к приобщению Богу, Который есть полнота жизни. Приобщение материальной природы к Божественной жизни не может произойти само собой, естественным ходом вещей, так как это - личностный акт, есть акт свободного выбора воли, и потому только через человека вещественный мир способен принимать и усваивать Божественную энергию.
Продолжу в комментарии.
СолярисГуру (3609)
15 лет назад
Рим. 8: 19-22. «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Помимо задач как таковых человек получил в раю от Бога и некоторые заповеди, направленные к тому, чтобы через их соблюдение достигать обожения. Тогда это были следующие заповеди: заповедь о труде (Быт. 2:15), о посте (Быт. 2:16-17), о познании Бога (что вытекает из самой задачи обожения).
Также можно отметить, что Адам в благодатном райском состоянии имел дар пророчества: Быт. 2: 23-24 и 19-20, так как в древности считалось, что дать имя и познать сущность явления – одно и то же.
Продолжу в следующм комментарии.