Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Докажите, что в "Один день Ивана Денисовича" отражена эпоха тоталитаризма. Какой тип героя Удалось Создать Солженицыну?

Andrey Zapolskiy Ученик (90), закрыт 5 лет назад
Лучший ответ
ГАЛИНА Высший разум (2427627) 5 лет назад
"Один день Ивана Денисовича" потряс читателей знанием
о запретном — лагерной жизни при Сталине.
Впервые открылся один из бесчисленных островков архипелага
ГУЛАГ. За ним стояло само государство, беспощадная
тоталитарная система, подавляющая человека.

Повесть посвящена сопротивлению живого - неживому, человека - лагерю. Солженицынский каторжный лагерь - это бездарная, опасная, жестокая
машина, перемалывающая всех, кто в нее попадает.
Лагерь создан ради убийства, нацелен на истребление в человеке
главного-мыслей, совести, памяти.

Многих лагерь победил, перемолол в пыль. Иван Денисович идет
через подлые искушения лагеря. В один бесконечный день
разыгрывается драма сопротивления.
Одни побеждают в ней: Иван Денисович, Кавгоранг, каторжник X-123,
Алешка-баптист, Сенька Клевшин, помбригадира, сам бригадир Тюрин.
Другие обречены на погибель - кинорежиссер Цезарь Маркович,
"шакал" Фетюхов, десятник Дэр и другие.

Лагерный порядок беспощадно преследует все человеческое и
насаждает нечеловеческое. Иван Денисович думает про себя:
"Работа — она как палка, конца в ней два: для людей делаешь —
качество дай, для дурака делаешь — дай показуху.
А иначе б давно все подохли, дело известное".
Крепко запомнил Иван Шухов слова своего первого бригадира Куземина-
старого лагерного волка, который сидел с 1943 года уже 12 лет.
"Здесь, ребята, закон — тайга, но люди и здесь живут.
В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется
да кто к куму стучать ходит".
Такова суть лагерной философии. Погибает тот, кто падает духом,
становится рабом больной или голодной плоти, не в силах укрепить
себя изнутри и устоять перед искушением подбирать объедки или
доносить на соседа.

Как же человеку жить и выжить? Лагерь - образ одновременно
реальный и ирреальный, абсурдный. Это и обыденность, и символ,
воплощение вечного зла и обычной низкой злобы, ненависти, лени,
грязи, насилия, недомыслия, взятых на вооружение системой.

Человек воюет с лагерем, ибо тот отнимает свободу жить для себя,
быть собою. "Не подставляться" лагерю нигде — в этом тактика
сопротивления. Да и никогда зевать нельзя. Стараться надо, чтобы
никакой надзиратель тебя в одиночку не видел, а в толпе только", —
такова тактика выживания.
Вопреки унизительной системе номеров, люди упорно называют друг
друга по именам, отчествам, фамилиям.
Перед нами лица, а не винтики и не лагерная пыль, в которую хотела
бы превратить система людей.

Отстаивать свободу в каторжном лагере - значит как можно меньше
внутренне зависеть от его режима, от его разрушительного порядка,
принадлежать себе.
Не считая сна, лагерник живет для себя только утром - 10 минут за
завтраком, да за обедом - 5 минут, да за ужином - 5 минут.
Такова реальность. Поэтому Шухов даже ест "медленно, вдумчиво".
В этом тоже освобождение.

Главное в повести - спор о духовных ценностях.
Алешка-баптист говорит, что молиться нужно "не о том, чтобы посылку
прислали или чтоб лишняя порция баланды.
Молиться надо о духовном, чтоб Господь с нашего сердца накипь
злую снимал..."
Финал повести парадоксален для восприятия: "Засыпал Иван
Денисович, вполне удовлетворенный...
Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый".
Если это один из "хороших" дней, то каковы же остальные?!
Остальные ответы
НИЯ Задунайская Высший разум (246007) 9 лет назад
А это что - теорема, чтобы доказывать?
Похожие вопросы