т@tьjяn@*
Гений
(92981)
9 лет назад
Витя — мальчик-сирота, он живет с бабушкой и дедушкой в деревне. Повествование идет от его имени, и читатель имеет возможность познакомиться с этим персонажем, увидеть не только внешние поступки, но и его мысли, переживания. Рассказ автобиографичен, мальчик Витя — это и есть сам писатель. Он рассказывает о своем детстве, о тех моментах, что затронули его душу. В те годы Витька — простодушный мальчуган, не избалованный ласками и жалостью. Так случилось, что нет мальчика на первой школьной фотографии. И так это его обидело, так задело детскую душу, что спустя долгие годы автор делится этим воспоминанием с читателями.
Когда в село приезжает фотограф, в классе решают, что на фото «Прилежные ученики сядут впереди, средние — в середине, плохие — назад. ..мы с Санькой не удивляли мир прилежанием и поведением, нам и на середину рассчитывать было трудно. Быть нам сзади, где и не разберешь, кто заснят? Ты или не ты? Мы полезли в драку, чтоб боем доказать, что мы — люди пропащие…», а потом «стали кататься с обрыва… мчались мы не просто так, в погибель мчались, поразбивали о каменья головки санок, коленки посносили, вывалялись…», после чего у Вити заболели ноги. Огромную роль в его жизни играет самый дорогой человек – бабушка. Она отругает мальчика за простуженные ноги, поворчит немного, но потом будет всю ночь выхаживать, поить молоком, растирать, укутывать и останется до утра возле кровати любимого внука.
В повествовании автор вводит изображение окон. "Бабушкины окна и соседские окна изучил я буквально досконально" - говорит герой. В одних была просто вата и три – четыре розетки рябины с листиками. В других даже стёкла были не везде. В третьих было навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и калины, и даже разноцветных бумажных цветочков, служивших самым лучшим украшением. "По окну, ещё не заходя в дом можно определить, какая здесь живёт хозяйка, что у неё за характер и каков обиход в избе". - мы видим, что Витя любознательный, наблюдательный и совсем не глуп.
В рассказе есть образ цветка, который является "двойником" мальчика. Порою, он угасает, гибнет, но всё же к весне вновь возрождается, появляются бледно-зелёные побеги и торопливо тянутся вверх, чтобы однажды раскрыться прекрасным цветком.
"Люблю я смотреть на оживающие цветы. из темной нежилой земли проткнутся бледно-зеленые острые побеги. Я всегда караулил то мгновение, тот миг свершающегося таинства — расцветания, и ни разу скараулить не мог "- по этим словам можно судить о неподдельном интересе и любви мальчика к природе.
Витя, как и все ребята и деревенские жители, испытывает трепетно-уважительное отношение к учителю, потому что он много знает, вежлив, приветлив, застенчив, но всегда готов "броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь". Витя был очень рад и доволен, когда учитель навестил во время болезни, пил у них чай, и Витя старался не обляпаться.
Глядя на фотографии времен своего детства, герой сообщает нам "Смотрю, иногда улыбнусь, вспоминая, а смеяться и тем паче насмехаться над деревенскими фотографиями не могу, как бы они порой нелепы ни были. Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история".
Каков же герой Астафьева? Благородный. Помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый человек, который не прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл, заключающийся в каждой фотографии: "И близких всех душа не позабудет… ”
Источник: интернет и текст рассказа