Andrey Koss
Мыслитель
(6740)
8 лет назад
Железная дорога " - стихотворение Н. А. Некрасова. Сохранилась авторизованная копия с надписью: "Назначается не для журнала а в общее собрание стихотворений ". И все же первая публикация состоялась в "Современнике" (1865 г. , №10) с подзаголовком " Посвящается детям " и фиктивной датой: "1855", относившей, во избежание цензурных проблем, стихотворение к другой эпохе.
Надежда Некрасова — русские дети . Недаром стихотворение « Железная дорога » имеет подзаголовок: « Посвящается детям ». И ведь действительно стихотворение впрямую обращено к детям, образуя разговор с мальчиком Ваней. Посвящение подчеркивает, что единственно возможный собеседник в данном случае — ребенок. Когда вмешается генерал, категорически и безапелляционно отрицающий созидательную роль народа, рассказчик произносит только одну фразу: «Я говорю не для вас, а для Вани... » С генералом говорить нечего, он не заслуживает спора и правды, а вот дети еще не безнадежны, они могут многое понять. На них надеется Некрасов, в них он видит залог бессмертия народа, того самого, у которого «привычка к труду благородная» начинается уже с шестилетнего возраста, как об этом рассказано в отрывке из поэмы «Крестьянские дети» , вошедшем во все хрестоматии и сборники — «Мужичок с ноготок» .
Стихотворение создано в начале 60-х гг. - в лучшее время поэтической работы Некрасова - и является примером художественного совершенства:
всего 148 строк вмещают колоссальный сюжет, воплощенный в гармоничной образной системе. В эпиграфе - двух репликах из беседы в вагоне отца и сына - отчетливо намечена проблематика ("Папаша! кто строил эту дорогу? " - "Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька! ") и предопределена жанрово-композиционная структура стихотворения : разговор попутчиков об истории строительства первой в России Николаевской железной дороги между Москвой и Петербургом (1842-1852 гг.) . об истинных ее строителях.
Драматургическая основа, одна из устойчивых особенностей творчества Некрасова, делает рассказ динамичным ("...труды роковые / Кончены - немец уж рельсы кладет. / Мертвые в землю зарыты; больные / Скрыты в землянках; рабочий народ / Тесной гурьбой у конторы собрался,.. "); оба лагеря зримо представлены читателю: "Божии ратники, мирные дети труда", на "косточках" которых выросли "насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты", и те, кто видит в них лишь "дикое скопище пьяниц". Раздумья поэта о прошлом, настоящем и будущем своего народа (с которым он отождествляет и себя) определяют сложную форму стихотворения, вобравшую в себя пейзажные зарисовки, сатирические картины, живой разговор, элементы песни и баллады. К. И. Чуковский справедливо назвал " Железную дорогу " Некрасова - всю, "от первой до последней строчки" - "русской поэмой о России, о русском народе", сравнив с "микроскопически мелкими", написанными в то же время на ту же тему стихами Полонского, Фета, Вяземского, Шевырева, Струйского.
В своей работе Некрасов опирался на многочисленные материалы, связанные с железнодорожным строительством в России; в " Железной дороге " учтены и очерково-публицистические произведения литераторов-современников - Н. А. Добролюбова ("Опыт отучения людей от пищи", 1860 г.) , В. А. Слепцова ("Владимирка и Клязьма", 1861 г.) . Стихотворение вызвало недовольство официальных кругов и второе предостережение "Современнику" (после третьего журнал закрывался) .
"Пафос его поэзии был не декларативный, а хоровой, его не слушали, а подхватывали", - вспоминал современник Некрасова. Неудивительно, что музыковеды отмечают отзвук некрасовской " Железной дороги в известной песне Л. Радина "Смело, товарищи, в ногу" (1897).