Социальная проблематика в повестях Гоголя нос, шинель, портрет
Характер художника и окружающего его мира, художник и рыночная экономика (доходы), , художник и смысл его творчества (этическое назначение).
"Портрет" и "Невский проспект".
Проблемы "маленького человека в несправедливом обществе.
Чиновник из низших слоев. "Записки сумасшедшего" и "Шинель"
Проблематика повести "Нос"
Чинопочитание – на примере самого Ковалёва, который оробел
перед собственный носом только из-за того, что тот был одет
в мундир статского советника.
В мундире даже нос становится значимым и уважаемым лицом.
Пьянство – на примере Яковлева писатель показывает,
что пьянство свойственно опустившимся людям и всегда
идёт бок о бок с трусостью и неряшливостью.
Раболепство - жители Петербурга в повести Гоголя
показаны, как подавленные личности, безоговорочно
подчиняющиеся предписаниям и слепо повинующиеся
вышестоящим, только из-за статуса, а не собственных убеждений.
Невежество – автор показывает людей, живущих самыми
низкими потребностями, не думающих ни о чём высоком,
не способных заглянуть дальше рамок, поставленных им
обществом и государством.
Внутренняя пустота – внутренний мир всех персонажей повести
пуст и убог. Они давно погрязли в эгоизме и лени.
Всё, что их волнует-это стабильный заработок и внутренне
спокойствие, и это желание не может развеять ничего, даже
страдания других людей, к которым герои абсолютно равнодушны.
Бюрократия – образ российского бюрократа
. Писатель показывает нам чиновников, которые стремятся
не помогать людям и управлять страной, в чём и заключается
их долг, а заниматься построением собственной беззаботной
жизни и не делать ничего, что может навредить им самим.
Бюрократия у Гоголя настолько захватила жизнь людей,
что нос Ковалёва разоблачают не по внешним очевидным
признакам, а по поддельному паспорту.
Пошлость – в душах петербуржцев, изображённых Гоголем
нет места искренней привязанности и любви. Они одержимы
холодным расчётом и слепым стремлением удовлетворить
свои низкие потребности.
Все «Петербургские повести» связаны общностью проблематики (власть чинов и денег), единством основного героя (разночинца, «маленького» человека), целостностью ведущего идейного пафоса (развращающая сила денег, разоблачение вопиющей несправедливости общественной системы). Они правдиво воссоздают обобщенную картину Петербурга 30-х годов, отражавшую концентрированно социальные противоречия, свойственные всей тогдашней нашей стране.