ГАЛИНА
Высший разум
(2425901)
7 лет назад
Социалистический реализм сделался официальным
термином в 1934 году, после того как Горький употребил
это словосочетание на Первом съезде советских писателей
(до этого были случайные употребления).
Потом оно попало в устав Союза писателей,
но объяснено было совсем невнятно: про идейное воспитание
человека в духе социализма, про изображение
действительности в её революционном развитии.
Вот этот вектор - устремленность в будущее,
революционное развитие - мог быть как-то ещё применен
к литературе, потому что литература - временно́'е искусство,
в ней есть сюжетная последовательность и возможна
эволюция героев.
А как применить это к изобразительному искусству - непонятно.
Тем не менее термин распространился на весь спектр
культуры и стал обязательным для всего.
Художественное влияние социалистического реализма
сказалось уже на ранних этапах её развития.
С произведениями М. Горького "Мать","Враги"
(имевшими особенное значение для развития социалистического
реализма), пролетарской поэзией конца XIX в. в
литературу вошли не только новые темы и герои,
но и новый эстетический идеал.
Уже в первых советских романах проявилась
народно-эпическая масштабность в изображении революции.
Эпическое дыхание эпохи ощутимо в "Чапаеве" Д. А. Фурманова,
"Железном потоке" А. С. Серафимовича, "Разгроме" А. А. Фадеева.
По‑иному, чем в эпопеях XIX в., показана картина судьбы
народной. Народ предстает не как жертва, не как простой
участник событий, а как движущая сила истории.
Изображение народной массы постепенно сочеталось
с углублением психологизма в обрисовке индивидуальных
человеческих характеров, представляющих эту массу
("Тихий Дон" М. А. Шолохова, "Хождение по мукам"
А. Н. Толстого, романы Ф. В. Гладкова, Л. М. Леонова,
К. А. Федина, А. Г. Малышкина и др.).
Литература социалистического реализма создала новый
образ положительного героя - борца, строителя,
вожака. Через него полнее раскрывается исторический
оптимизм художника социалистического реализма:
герой утверждает веру в победу коммунистических идей,
несмотря на временные поражения и потери.
Термин "оптимистическая трагедия" может быть отнесен
ко многим произведениям, передающим трудные
ситуации революционной борьбы:" Разгром" А. А. Фадеева,
"Первая Конная", Вс. В. Вишневского.
Романтика - органическая черта литературы
социалистического реализма.
Годы гражданской войны, перестройка страны,
героика Великой Отечественной войны и антифашистского
Сопротивления определяли в искусстве и реальное
содержание романтического пафоса.
Романтическое начало в той или иной форме всегда
присутствует в творчестве художников социалистического
реализма, восходя в своей основе к романтике
самой социалистической действительности.
Но на всё новое, что не вписывалось в рамки соцреализма,
тут же наклеивался ярлык модернизма.
Хотя соцреализм, вопреки современному представлению,
выступал для советского человека своего времени вовсе
не искусственно навязанной пропагандой,
а абсолютно адекватным, а поэтому, востребованным
стилем.
Однако так продолжалось недолго.
Прошло некоторое время, и взлет соцреализма
сменился долгим процессом "угасания" с последующей
гибелью и, как финал, ситуацией конца 1980 годов,
когда отношение к методу колебалось между
насмешкой и отвращением.
Причина бесславного конца соцреализма
состояла в том, что все особенности метода
практически никем не осознавались.
Ни авторами, ни критиками, ни советским руководством,
включая художественное.
Из огромного числа людей, связанных с искусством,
никто даже предположить не мог, что соцреализм
представляет собой нечто, отличное от всего, что
было раньше.
In Plain Sight
Искусственный Интеллект
(134036)
7 лет назад
Да кроме него никакого советского искусства и не было... Все, что не вписывалось в его рамки, в лучшем случае замалчивалось, в худшем -- преследовалось (гуглим по ключевым словам "Хрущев", "выставка" и "бульдозер", а также изучаем происхождение и значение выражения "искусствоведы в штатском").