Фарфоровые колокола из Майсена

В Европе фарфор впервые был получен в 1708 году в Майсене талантливым алхимиком Иоганном Фридрихом Бётгером (его портрет на медальоне) . Финансировал работы саксонский курфюст и польский король Август Сильный. Он же повелел устроить в Майсене фарфоровую мануфактуру, и именно ему приписывают идею создания фарфорового колокола: говорят, что королю так понравился нежный звон фарфоровой чашки, что он пожелал иметь музыкальный инструмент с фарфоровыми колоколами - глокеншпиль.
22 сентября 1737 года в Японском дворце Августа в Дрездене состоялась презентация необычного инструмента - глокеншпиль с фарфоровыми колоколами. 52 колокола (в форме плоских чаш) для инструмента были отобраны из 700 (!) колоколов, отлитых на майсенской мануфактуре (колокола заданного тона отливать тогда еще не умели) . Мастер Иоганн Кендлер сделал для инструмента красивый деревянный корпус четырех метров в высоту, органный мастер из Майсена Иоганн Хэнель сконструировал систему управления колоколами, опробовать глокеншпиль было доверено лучшему придворному музыканту Пантелеону Хебеншрайту. Но к разочарованию короля и почтенной публики инструмент гармоничного звучания и чистоты звука не дал … Больше им не пользовались. (Сейчас это экспонат музея фарфора в Дрездене, фото из книги A. Raasch „Glockenspiele aus Meissener Porzellan".)
Следующая попытка создания глокеншпиль с фарфоровыми колоколами датируется 1740 годом. Это был настольный инструмент с 48 колоколами в форме широких чаш - работа Кендлера для графа Генриха фон Брюля. Инструмент сгорел в 1767 году.

"Приручить" фарфоровые колокола удалось Эмилю Паулю Бёрнеру (Emil Paul Börner) в 1929 году. Именно тогда на Фрауэнкирхе Майсена был установлен первый в мире набор из 37 колоколов. Прошло 192 года от первой глокеншпиль из Японского дворца Августа Сильного до первого хорошо настроенного инструмента…
В основном отливают колокола белого цвета, исключение - первые колокола часового павильона в Дрездене (они были золотыми) , первые колокола в Бремене (были синими снаружи и золотыми внутри) и существующие колокола в австрийском городе Гмунден (в зеленую полоску) . На одном боку колокола обычно стоит фирменный знак майсенской фарфоровой мануфактуры - две синие скрещенные шпаги, а на другом нанесен тон - скрипичный ключ и нота. (Обе фотографии из книги A. Raasch „Glockenspiele aus Meissener Porzellan".)

Устанавливают фарфоровые глокеншпили обычно там, где их хорошо слышно и видно: в парках и больших внутренних дворах, в местах скопления туристов. Для музыкальных композиций выбирают известные мелодии, обычно их несколько: для разных времен дня и года. Как и у бронзового колокола, у фарфорового в начале преимущественно звучит его основной тон, а затем обертоны, и здесь очень важно их гармоничное сочетание. Это целая наука. Звук должен быть долгим, чтобы успели прозвучать все обертоны колокола. Для этого подходят спокойные мелодии, и их подбирают для каждого конкретного набора колоколов. Например, специально для глокеншпиль в Дрездене (фото слева) и в Берлине это делал композитор Ганс Пфитцнер, а для глокеншпиль в Бремене композитор Дитер Томас в 1981г. обработал народные песни.
Информации много и интересно
ПОДРОБНЕЕМайсенФарфоровые колокольчики коллекции
Где производится? (покажите, что нарисовано на другой стороне колокола)
Как ЭТО называется ?
Где можно ЭТО видеть? Покажите самые знаменитые.