К.Бальмонт
Высший разум
(231200)
6 лет назад
Одной из стилистических особенностей у Достоевского является сгущение происходящих и описываемых им событий - к примеру, после совершения убийства Лизаветы Ивановны Раскольников уже испытывает наказание, стоя за дверью: в дверь стучат - и его спасает только крючок. Автор подчеркивает этот момент, выделяя и то, что в самом преступлении героя уже содержится его наказание. Он мог бы, конечно, показать события в последовательности, но у него, однако, всё происходит сразу, одновременно. Или - момент, когда Раскольникову вручают повестку с вызовом в участок: это настоящая пытка для него, он падает в обморок. Или - приезд матери и сестры: если бы это было еще ДО убийства, то у него была бы радость, но ему становится мучительно больно, потому что убийство уже свершилось... И еще важно отметить (в сюжете и в композиции), что убийство совершено дважды: сначала - во сне, а потом и наяву...
Достоевский - великолепный мастер психологической прозы, с очень ярко выраженными деталями, подчеркивающими не только обстановку, действия и поступки, но и характеры героев. Однако, его творчество не всегда поддавалось осмыслению, критики обвиняли его в отсутствии "правдоподобия" и "художественности", а законы повествования, применяемые автором "Униженных и оскорбленных" и весьма характерные для него как прозаика, не воспринимались читателями (да и теперь не всеми воспринимаются), воспитанными на других образцах. Романы Достоевского (и в этом еще одна особенность!) - в высшей степени "литературны". Автор, в отличие от других собратьев-реалистов, озабочен не только "воспроизведением" текущей жизни, но и ее отражением в философии, публицистике, художественном творчестве. Жизнь и литература у Достоевского в равной мере являются материалом, служащим основанием для новой постройки. Романы его рассчитаны на углубленное внимание, запоминание отдельных деталей, соотнесение их друг с другом (примеры см. выше). Каждое слово в таком повествовании способно повернуться неожиданным смыслом, потребовать от читателя задержки и припоминания какого-то иного текста или даже нескольких, ведущих к правильному пониманию дальнейшего рассказа и подсказывающих пути его многоплановых толкований.
В центре романов Достоевского - одна тема, всегда волновавшая автора: неблагообразие мира и человеческих отношений, которого нельзя не видеть, которое преступно было бы принять. "Какое же противузаконное дитя человек!.. Закон духовной природы нарушен, - писал 17-летний Достоевский. - Мне кажется, что мир наш принял значенье отрицательное и из высокой, изящной духовности вышла сатира". И именно такое понимание вопроса о назначении литературы нашло свое отражение в его творчестве, стало неотъемлемой частью при характеристике его стиля, с его сатирическим направлением. Реальный мир настолько катастрофически "унижен и оскорблен", что оказывается парадоксальным образом "перевернут", он обращен не вверх" (к сфере ясной и высокой), но опрокинут вниз...
Источник: В.Ветловская. "Мир униженных и оскорбленных".